Быть учителем, значит не переставать учиться самому: читать профессиональную литературу, заниматься повышением квалификации, осваивать новые программы. И порой очень трудно разобраться в потоке нововведений: концепций, стратегий, парадигм и систем.
В Фёдоровском районе значительную роль в поддержке учителей по внедрению обновления содержания среднего образования играет СШ №1 в качестве опорной школы. Уже третий год администрация школы во главе с Татьяной Левит и координаторами Людмилой Горжуй и Раушан Булибековой оказывают поддержку педагогам-практикам, прошедшим курсы повышения квалификации педагогических работников РК по уровневым программам, а также способствуют трансляции опыта использования новых подходов на учителей магнитных школ, не обучавшихся на курсах. Людмила Николаевна – главный координатор опорной школы, учитель новой формации, видит необходимость развития коллегиальной деятельности учителей опорной и магнитной школ. Именно с этой целью ею организовываются коучинги по самым востребованным на сегодняшний день темам: «Искусство задавать вопросы», «Как исследовать свой педагогический опыт», «Формативное оценивание: виды и приёмы».
Надо сказать, что сама Людмила Николаевна – мастер в проведении подобных мероприятий. Высокий уровень владения педагогической языковой культурой, чёткость постановки целей и задач занятий, мастерство организации деятельности слушателей и личное обаяние делают её занятия увлекательными и продуктивными. К проведению коучингов координатор приглашает и ведущих педагогов, тех, кто может поделиться своим опытом работы и показать уже имеющиеся результаты.
Так, очень интересно прошла встреча с координаторами магнитных школ, на которой Динарой Валеевой был проведён коучинг «Исследование в действии». Тактичность, мягкость, терпеливость тренера помогли разобраться в сложнейшем процессе исследования урока. Но если для многих участников это явление в практике было ново, то заместитель директора по УВР Первомайской средней школы Роза Батыргалиева показала, как проходил Lesson study на уроках математики в 9 классе. Она и поделилась результатами своих исследований. Практическое занятие по выбору темы исследования, постановки исследовательских вопросов привело слушателей к пониманию того, что такое «исследование в действии» и как оно организовывается.
Особенность таких коучингов в том, что они проводятся для учителей разных категорий, разных дисциплин и возрастов. И это интересно, потому что позиции опытных педагогов не всегда конструктивны. Молодёжь в этом оригинальнее. На зимних каникулах прошёл очередной коучинг «Целеполагание на разных этапах исследования». Тренер Гульсум Рахимжанова предложила участникам ряд критериальных моделей, по которым можно оценить, насколько верно продвигается исследование: это Picot, Finer, «выход на вопрос исследования» по Терри Ласковски, принцип «Рожок мороженого» по Саймону Браунхилу. Активность молодых педагогов физической культуры продемонстрировала заинтересованность в овладении техниками мотивации учащихся.
На таких встречах мы советуемся друг с другом, задаём вопросы, решаем проблемы. Это мотивирует развиваться, чтобы потом помогать другим и менять образование к лучшему. И в этом нам помогает ведущая школа, которая развивается не только сама, но и вовлекает магнитные школы, делясь ценным опытом внедрения новых подходов, распространяя наработки среди педагогических коллективов, способствуя повышению компетентности всех членов педагогического сообщества района.
Анна ШТЕЕР,
координатор магнитной Воронежской СШ, Фёдоровский район
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.