«Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Слова эти, сказанные великим французским мыслителем Дидро много лет назад, актуальны и сейчас.
Опасение о «нечтении детей», о «кризисе детского, подросткового чтения» далеко не случайны и имеют реальную основу. Из почти 20-летнего опыта работы в школьной библиотеке я пришла к таким выводам. Сейчас уже ученики 4 классов не особо желают читать, а ещё не так давно низкая читательская активность приходилась на классы среднего звена. На этом этапе сужается диапазон чтения, углубляется дифференциация читателей: одни читают меньше, другие более активно, различают мотивы и круг чтения, оценки прочитанного.
Для того, чтобы пробудить у школьников интерес к книгам, было предложено ввести единую читающую перемену. Администрация школы пошла на встречу, и в годовом учебном плане было прописано проведение такой перемены для всех учеников. В Садовой школе обучение ведётся в две смены. Было решено проводить читающую перемену по 10 минут до четвёртого урока в первой смене, по 5 минут до третьего урока во второй смене: в это время ученики с 1 по 11 классы читают. Начали с простых, лёгких для восприятия произведений, постепенно перешли к более серьёзным рассказам, повестям, стихотворениям классиков мировой и отечественной литературы.
Идея читающей перемены не всеми учениками была принята. Начало было сложным, но сейчас все изменилось. Изменилось само отношение к читающей перемене у ребят: начальные классы уже ждут её с нетерпением, а ученики среднего звена переживают, что будут читать сегодня, ждут, в какой класс я приду сегодня.
Конечно это малая толика в решении проблемы чтения детей. Но «дорогу осилит идущий», и мы стараемся в меру своих сил.
Г.Баймуратова,
библиотекарь Садовой СШ, Костанайский район
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.