Первый опыт онлайн-лекции

Выпуск - №25 (421)   :   18.06.2020
117

Под руководством городского проектного офиса «Рухани жаңғыру» 10 июня мной впервые была проведена онлайн-лекция «От тюркских каганатов к государственности казахов», основанная на статье первого Президента РК Нурсултана Назарбаева «Семь граней Великой степи». 

В первом разделе статьи «Пространство и время национальной истории» Нурсултан Абишевич приводит семь вещей, которые подарила человечеству казахстанская степь. Вторая часть статьи посвящена модернизации исторического сознания. Лидер нации предлагает реализовать несколько крупных проектов, которые должны помочь осмыслить фундаментальные основы мировоззрения, прошлого, настоящего и будущего народа Казахстана. Моя лекция была посвящена третьему проекту – «Генезис тюркского мира».

 Для того чтобы раскрыть эту тему, участникам онлайн-лекции я предложила информацию о первых государствах на территории Казахстана – тюркских каганатах. Для лучшего восприятия лекции составила презентацию, использовала видеоматериалы. 

В истории Казахстана период с VI по XIII века называют тюркским. Именно в это время на нашей земле возникли, пережили период расцвета и распались около десятка тюркских государств, начиная от Тюркского каганата и завершая Кыпчакским ханством и государством Караханидов. Нашествие войск Чингисхана изменило этнополитическое развитие региона: в результате вхождения территории Казахстана в состав Монгольской империи, образовались новые государства, которые дали возможность объединиться тюркским племенам с другими племенами, пришедшими на эти земли. Все эти племена участвовали в этногенезе казахской нации. В послемонгольский период, распад Золотой Орды, которую создал Батый, сын Жошы хана, старшего сына Чингисхана, привёл к образованию Казанского, Сибирского, Крымского, Астраханского ханств. На территории Казахстана образовалась Ак Орда (Белая Орда). Именно здесь правили потомки Жошы хана. Из ханства Абулхаира, образовавшегося после распада Ак Орды, в Западное Семиречье в знак протеста перекочевали султаны Керей и Жанибек, ставшие основателями казахской государственности.


Благодарю модератора Айман Кадырханову, слушателей онлайн-лекции, представлявших городской отдел образования, библиотечную систему, акимат посёлка Октябрьский за внимание и поддержку моего первого опыта. В свою очередь, когда был представлен свободный микрофон, я предложила такие лекции проводить в формате диалога, потому что участие в беседе нескольких спикеров позволит интереснее и шире рассмотреть тему, полнее раскрыть вопросы реализации проекта «Рухани жаңғыру» в рамках нашего города. Чтобы больше людей познакомились с лекцией, её выложили в Фейсбуке. Для коллег, учителей истории я опубликовала презентацию к лекции «От тюркских каганатов к государственности казахов» на портале koncpekt.ru. по адресу: https://koncpekt.ru/zanimatelnyj-material/4429-prezentaciya-ot-tyurkskih-kaganatov-k-gosydarstvennosti-kazahov.html 

Мария БАЯХМЕТОВА, 
учитель истории и самопознания школы-гимназии, г. Лисаковск

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.