Под руководством городского проектного офиса «Рухани жаңғыру» 10 июня мной впервые была проведена онлайн-лекция «От тюркских каганатов к государственности казахов», основанная на статье первого Президента РК Нурсултана Назарбаева «Семь граней Великой степи».
В первом разделе статьи «Пространство и время национальной истории» Нурсултан Абишевич приводит семь вещей, которые подарила человечеству казахстанская степь. Вторая часть статьи посвящена модернизации исторического сознания. Лидер нации предлагает реализовать несколько крупных проектов, которые должны помочь осмыслить фундаментальные основы мировоззрения, прошлого, настоящего и будущего народа Казахстана. Моя лекция была посвящена третьему проекту – «Генезис тюркского мира».
Для того чтобы раскрыть эту тему, участникам онлайн-лекции я предложила информацию о первых государствах на территории Казахстана – тюркских каганатах. Для лучшего восприятия лекции составила презентацию, использовала видеоматериалы.
В истории Казахстана период с VI по XIII века называют тюркским. Именно в это время на нашей земле возникли, пережили период расцвета и распались около десятка тюркских государств, начиная от Тюркского каганата и завершая Кыпчакским ханством и государством Караханидов. Нашествие войск Чингисхана изменило этнополитическое развитие региона: в результате вхождения территории Казахстана в состав Монгольской империи, образовались новые государства, которые дали возможность объединиться тюркским племенам с другими племенами, пришедшими на эти земли. Все эти племена участвовали в этногенезе казахской нации. В послемонгольский период, распад Золотой Орды, которую создал Батый, сын Жошы хана, старшего сына Чингисхана, привёл к образованию Казанского, Сибирского, Крымского, Астраханского ханств. На территории Казахстана образовалась Ак Орда (Белая Орда). Именно здесь правили потомки Жошы хана. Из ханства Абулхаира, образовавшегося после распада Ак Орды, в Западное Семиречье в знак протеста перекочевали султаны Керей и Жанибек, ставшие основателями казахской государственности.
Благодарю модератора Айман Кадырханову, слушателей онлайн-лекции, представлявших городской отдел образования, библиотечную систему, акимат посёлка Октябрьский за внимание и поддержку моего первого опыта. В свою очередь, когда был представлен свободный микрофон, я предложила такие лекции проводить в формате диалога, потому что участие в беседе нескольких спикеров позволит интереснее и шире рассмотреть тему, полнее раскрыть вопросы реализации проекта «Рухани жаңғыру» в рамках нашего города. Чтобы больше людей познакомились с лекцией, её выложили в Фейсбуке. Для коллег, учителей истории я опубликовала презентацию к лекции «От тюркских каганатов к государственности казахов» на портале koncpekt.ru. по адресу: https://koncpekt.ru/zanimatelnyj-material/4429-prezentaciya-ot-tyurkskih-kaganatov-k-gosydarstvennosti-kazahov.html
Мария БАЯХМЕТОВА,
учитель истории и самопознания школы-гимназии, г. Лисаковск
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.