Потенциал каждого педагога – ценность для общего дела

Выпуск - №46(694)   :   10.12.2025
45

IMG 20251205 115032

Методическим центром управления образования проведена творческая встреча «Развитие личностного потенциала педагогов», на которую были приглашены директора школ области, их заместители, инициативные педагоги.
Мероприятие проходило в рамках областного проекта «Мұғалім-PRO», в котором участвуют 16 организаций образования. Проект направлен на развитие проактивности педагогов.

IMG 20251205 112138


Термин «проактивность» стал широко использоваться после публикации книги Стивена Р. Кови «Привычки высокоэффективных людей». Под ним понимается способность действовать авторитетно, предвидеть возможные проблемы и находить решения до того, как они возникнут. Проактивность означает взятие ответственности за свои действия, стремление действовать на опережение, планирование и инициативное обращение с различными ситуациями. Когда говорят, что человек занимает проактивную позицию, это значит, что он готов к действию, инициативен и делает активные шаги для улучшения ситуации или достижения поставленных целей. Это подразумевает не только реакцию на происходящие изменения, но и активное участие в их формировании.
- Понятие «проактивность» ввели в профессиональные стандарты для педагогов в феврале этого года и, соответственно, мы теперь должны работать над развитием этого качества у педагогов, – пояснила заместитель директора методического центра Татьяна Набатникова. – Программа направлена на развитие у участников своего потенциала, умения самореализоваться. Сегодня это особенно важно, поскольку работать с детьми над их всесторонним развитием сможет только тот учитель, кто сам владеет навыками саморазвития. Этот проект мы реализуем вместе с костанайским филиалом «Өрлеу». И первое занятие в рамках проекта «Мұғалім-PRO» мы провели на базе филиала перед Днём учителя. До конца учебного года будут также проведены встречи на темы предупреждения профессионального выгорания, разработки методических продуктов, то есть всё то, что касается развития компетенций педагогов. Мы приглашаем директоров школ, детсадов и педагогов, которые затем смогут донести своим коллективам приобретённые знания и умения. И в целом такие занятия способствуют укреплению имиджа организаций образования, что в наше время немаловажно, так как каждая должна иметь свою концепцию, свою уникальность
На творческой встрече по развитию личностного потенциала педагогов, спикерами выступили учитель истории гимназии им. А.М. Горького г. Костаная Улжан Байгенжина, директор Тогузакской ОШ Карабалыкского района Татьяна Леванова, директор школы-гимназии №7 г. Рудного Кымбат Бирманова. Улжан Мухиткановна провела с участниками встречи тренинг на раскрепощение и снятие зажимов, а затем интерактивное занятие, посвящённое созданию доверия в коллективе, сглаживанию и разрешению конфликтов, определению достоинств своей организации и формированию профессиональных сообществ.

IMG 20251205 121541


Татьяна Леванова выступила с темой «Талант-менеджмент: смысловой GPS для команды» и предложила конкретные рабочие методы для построения коллективного «маршрута».  
- Мы все – и администрация школы, и педагоги – нацелены на то, чтобы идти по одной дороге, и я предлагаю создать смысловой навигатор для всей вашей команды, – обратилась к аудитории Татьяна Александровна. – Не секрет, что далеко не всегда руководителю удаётся добиться взаимодействия с коллективом, приступая к каким-то нововведениям. Но прийти к единству, к пониманию общих задач и способов их решения очень важно, поскольку мы должны обеспечить качество образования. То есть, наша цель – это позитивный, активный, творческий ученик, а он может быть таким только тогда, когда сам педагог обладает такой ресурсностью.
Мероприятие проходило в очень гостеприимной школе №4 г. Костаная. И её педагоги – замдиректора по УМР Гульмира Кочутова и учитель начальных классов Оксана Апрелова также подключились к творческой деятельности, предложив гостям групповую работу «Профессиональная среда: развитие эффективного взаимодействия между администрацией и коллективом».
Участники встречи заинтересованно, активно включались в предложенные способы работы. Сложилась очень свободная, доброжелательная атмосфера, нашлось место не только деловому общению, но и шуткам, позитивным эмоциям.

IMG 20251205 112051

На превью Творческая встреча


- Коллеги остались очень довольны и попросили всегда их приглашать на подобные мероприятия, потому что они уже видят, как это можно применить в своём коллективе в рамках методической работы, – подвела итог Татьяна Набатникова. – Они отметили, что их очень привлекает неформальный способ работы: не доклады за трибуной, а непосредственное общение с опытными коллегами, обмен мнениями, возможность обсуждать, задавать вопросы. Мы рады услышать, что получился живой проект, который не загружает каким-то бумаготворчеством, а позволяет приобрести действительно полезные навыки и опыт для личностного развития. Участники этого проекта потом организуются в профессиональные сообщества, которые переходят в дружеское общение между коллективами разных организаций образования, поддержку и взаимодействие, что очень ценно для повышения качества образования. И это говорит об эффективности той работы, которую мы ведём.

Светлана ОФИЦЕРОВА,
фото автора

Реклама

Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».