Экстренный перенос обучения в дистанционный формат в условиях пандемии имеет существенные отличия от спланированного онлайн-обучения. Образовательные организации должны осознавать эту разницу при оценке эффективности онлайн-обучения с применением дистанционных образовательных технологий.
В связи с введением чрезвычайного положения, все занятия теоретического и производственного обучения, производственные практики были перенесены в онлайн-среду. Мастера производственного обучения и педагоги вынуждены были организовывать учебный процесс посредством дистанционных технологий на основе различных способов доставки электронного контента и доступных инструментов коммуникации учащихся и педагогов.
Колледжи были подключены к информационным платформам (государственные колледжи: 24 – EduPage, 1 – Moodle, 1 – Canvas, 2 – Platonus; частные: 4 – EduPage, 1 – Сова, 1 – Elsyma, 1 – Edus). В тоже время дополнительно использовались другие методы информационно-коммуникационных технологии (Skype, WhatsApp, Zoom, Cisco Webex Meetings, Google Classroom, LearningApps, test.pad, видеоуроки, электронная почта, сайт колледжа и другие. В социальных сетях (Instagram, Facebook, ВКонтакте и т. д.) колледжи регулярно размещают информацию, видео-ролики в поддержку ДОТ.
Такой резкий переход на режим дистанционного обучения – мера вынужденная и экстренная, не все колледжи были готовы к этой кардинальной перестройке учебного процесса исходя из объективно разного уровня развитости информационной инфраструктуры, обеспеченности дисциплин электронными образовательными ресурсами и готовности педагогов к использованию цифровых платформ и сервисов в образовательном процессе. Об особенностях онлайн-обучения и обучения с применением дистанционных образовательных технологий в экстремальных условиях пандемии рассказывают мастера производственного обучения.
Валентина Соколова, Рудненский социально-гуманитарный колледж им. И.Алтынсарина: «В нашем колледже для проведения уроков производственного обучения используется программа EduPage. Данная программа позволяет своевременно размещать необходимую информацию для студента с помощью личных учётных записей. Посредством системы EduPage ведётся учёт посещаемости студентов, проверка выполненных работ, выставляются оценки. Произвести вход в систему можно абсолютно с любого электронного устройства: ПК, ноутбука, мобильного телефона. Интерфейс программы доступен и понятен как студенту, так и мастеру».
Дмитрий Стрельцов, Профессионально-технический колледж им. К.Доненбаевой: «Изначально целью применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в учебном процессе колледжа является повышение качества, доступности и востребованности образовательных услуг. Применение данной технологии требует очень тщательной подготовки, начиная от обучения педагогов и мастеров производственного обучения, заканчивая разработкой контента для обучающих платформ. К сожалению, у нас было слишком мало времени для освоения ДОТ. Наш колледж никогда ранее не работал по дистанционным технологиям, у нас не было наработанного материала. Я считаю, что педагогам, которые ведут теоретические дисциплины, переход на ДОТ дался легче. А вот нам, мастерам производственного обучения, пришлось полностью поменять стиль своей работы. Ведь основным методом для нас является демонстрация и показ рабочих операций, постоянная отработка этих операций студентами под нашим контролем».
Андрей Сошкин, Костанайский строительный колледж: «Будучи мастером производственного обучения по сухому методу строительства я столкнулся с отрицательной стороной дистанционного обучения. Ведь практические занятия включают работу, связанную с действиями учащегося, технологические операции, где он пробует самостоятельно выполнить те или иные работы. Невозможно научить студента выполнять строительный процесс дистанционно, он может понять, как это делается, но на практике он не выполнит качественно работу, монтажника гипсокартонных плит из-за отсутствия необходимых материалов и инструментов. Переход в режим дистанционного обучения выявил ещё и проблемы с отсутствием компьютерной техники, мобильной связи, интернета или низкой его скоростью».
Нина Бондарева, Костанайский колледж сферы обслуживания: «Доступность – главное преимущество дистанционного обучения. При традиционном обучении мастеру производственного обучения довольно трудно уделить необходимое количество внимания всем учащимся группы, подстроиться под темп работы каждого. Использование дистанционных технологий подходит для организации индивидуального подхода. Кроме того, студент сам выбирает себе темп обучения, он может оперативно получить ответы на возникающие вопросы. Самый главный недостаток дистанционного обучения – то, что у мастеров производственного обучения не стало возможности обучать студентов практическим навыкам, отрабатывать сложные технологические приёмы. Мастерам производственного обучения пришлось осваивать технологии, не связанные с их специальностью: это и перевод дидактического материала (инструкционные, технологические и калькуляционные карты) в цифровой формат, и создание собственных видеоуроков с демонстрацией приготовления кондитерских и кулинарных изделий».
Вера Кушталь, Костанайский сельскохозяйственный колледж: «Из-за отсутствия необходимого оборудования, а порой и продуктов, у студентов нет возможности приготовить блюда, запланированные по программе. Приходится отступать от правил и давать разрешение для приготовления блюда на свободную тему. В конце урока студенты присылают фотоотчёт с калькуляционной и инструкционной/технологической картами».
Ерлан Байтлеуов, Житикаринский политехнический колледж: «Я мастер производственного обучения по специальности «Сварочное дело». При переходе на дистанционное обучение моя группа готовилась к выходу на производственную практику. Но в связи со сложившейся ситуацией это стало невозможным, и практика проходит в другом формате. В формате повторения и закрепления изученных материалов, через презентации, видео, технологические схемы, технологические карты, анализ изображений технологических процессов. В дальнейшем планирую использовать возможности платформы для проверки домашних заданий в формате тестирования».
Сергей Широков, Фёдоровский сельскохозяйственный колледж: «С проведением уроков на образовательной платформе EduPage открываются новые возможности в преподавании при помощи презентаций, видеозанятий, тестовых заданий, инструктажей. Образовательная платформа дает возможность учащимся самостоятельно просматривать предложенный контент. Оценивание заданий студенты видят сразу, и в этом плане очень хорошо и удобно проводить самоанализ выполненной работы, есть возможность просмотреть предыдущий материал в удобное время и сделать работу над ошибками, в чём тоже видна положительная динамика. Педагогами в период действия дистанционного обучения заполняются журналы теоретического и производственного обучения в электронном формате (на образовательных платформах) и в бумажном варианте (индивидуальные журналы). По окончанию чрезвычайного положения будут перенесены записи в основные журналы».
Профессиональная практика в колледжах организована с применением дистанционных образовательных технологий. При необходимости в график учебного процесса, содержание учебных программ вносятся коррективы с целью создания гибкой организационной формы обучения. В зависимости от специальностей допускается прохождение практики дистанционно путём организации занятий в онлайн-формате (видеоматериалами и практическими заданиями из реальных производственных ситуаций) или офлайн с выполнением тестовых заданий.
Дистанционные образовательные технологии предоставляют большие возможности для реализации инклюзивного образования. Студенты с особыми образовательными потребностями, не имеющие возможность ежедневно посещать учебное заведение, при дистанционном обучении могут учиться, не выходя из дома, по индивидуальному расписанию и в удобном для себя темпе. Студентам не нужно беспокоиться о том, что они отстанут по программе от своих сверстников, так как они всегда могут вернуться к изучению более сложных вопросов, повторить нужные темы, а уже известные могут пропустить.
Введение дистанционного обучения как инновационной технологии выявило ряд преимуществ:
- возможность доступа к образовательным и иным информационным ресурсам;
- социализация и интеграция студентов с ООП в общество;
- широкий охват аудитории обучающихся;
- учёт индивидуальных особенностей студентов;
- интерактивность обучения;
- пространственная и временная безграничность обучения;
- постоянное технологическое совершенствование;
- качественное образование детей с ООП;
- поддержка семьям детей-инвалидов.
Подводя итоги двухмесячного использования ДОТ в колледжах области можно провести работу над ошибками и наметить дальнейшие планы по реализации Государственного общеобязательного стандарта технического и профессионального, послесреднего образования, учебных программ, типовых учебных планов в полном объёме.
Мастерам производственного обучения необходимо проводить работу по разработке дистанционных курсов по модулям или разделам курсов, освоить технологию видеоконференцсвязи, использовать различные методики проведения самостоятельной работы студентов, разработать методические рекомендации по специальностям для прохождения практики в режиме дистанционного обучения, а так же квалификационных экзаменов и итоговой аттестации.
Галина КУЧЕКБАЕВА,
завсектором развития производственного обучения Центра методического сопровождения УО АКО,
Ирина СТЕПЧЕНКО,
мастер п/о, преподаватель спецдисциплин Костанайского колледжа бытсервиса
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.