Семья – главная воспитательница дошкольников. Её функция – научить ребёнка жить, учиться, общаться с другими людьми. Но чаще всего родители говорят: «Где же взять время для игр с ребёнком?»
Мы, специалисты, остро ощущаем рост количества детей с задержкой речевого развития. И, конечно, действовать нужно незамедлительно, а лучшие помощники своим малышам именно родители. Поэтому нами был разработан семинар-практикум для родителей воспитанников младших групп «Вместе играем – малыша развиваем!» Цель его – повышение педагогической грамотности родителей или законных представителей по проблеме речевого развития детей раннего возраста.
Семинар включил в себя четыре блока: теоретический, демонстрационный, практический и обратная связь – практика с детьми в домашних условиях. В теоретической части логопед ознакомила родителей с организацией логопедического пункта в ДО. Педагог-психолог в свою очередь рассказала, что такое развитие и каким оно должно быть в раннем возрасте. Что должен знать и уметь ребёнок к трём годам, как развивать мышление и на что обращать внимание во время беседы с малышом.
В демонстрационном блоке логопед затронула такие важные аспекты развития речи, как дыхательная и артикуляционная гимнастика. Показала, как тренировать язычок абсолютно в любом месте, например, на кухне, с помощью продуктов питания. Или находясь в очереди в поликлинике, не имея ничего под рукой. Так же продемонстрировали игры с простыми игрушками и предметами быта: фигурки животных, фольга, салфетки, носочки, различные коробочки. Животных можно прятать, заворачивать, запаковывать и оречевлять. Обратили внимание родителей на сенсорные игры, продемонстрировали сенсорные коробки, которые легко можно соорудить на любой кухне, показали формы и методы работы с ними и классификацию игр по возрасту.

В практической части семинара-практикума родители сами создавали сенсорные коробки из предложенных материалов (пластиковые контейнеры, различные крупы, мелкие игрушки и пр.) и придумывали игры на развитие мелкой моторики и речи. Родители с удовольствием включились в работу и не переставали удивлять интересными, придуманными на ходу играми.
Все родители также приняли участие в четвёртом блоке семинара – обратная связь, поделись фото и видео, где играют со своими детьми, не отрываясь от домашних дел, развивают мелкую моторику, мышление и речь своих малышей с помощью подручных средств, весёлых рассказов и, конечно, внимания. Детки с огромным удовольствием рвут, переливают, пересыпают, разворачивают, режут, находят и прячут, трогают, анализируют и смеются!
Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познавать действительность, полноценнее будет его взаимоотношения с детьми и взрослыми. Как мы можем это сделать? Только общаясь и играя с ребёнком. Мы уверены, что благодаря комплексному подходу родитель – воспитатель – психолог – логопед наши дети совсем скоро будут красиво говорить, задавать миллион вопросов и познавать этот мир по-новому.
Анастасия ПРИХОДЬКО,
педагог-психолог,
Евгения КАРАТАЕВА,
логопед я/с «Улыбка», Карабалыкский район
Сберечь природу в наших силах
Сила единства и результатов: итоги работы профсоюзных организаций Карасуского района
Маленькие исследователи
Праздник профессионализма: выбраны лучшие педагоги-психологи области
Обмен опытом и расширение возможностей
Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».