Региональным центром психологической поддержки и дополнительного образования начат новый проект «Школа молодого психолога». Специалисты центра еженедельно с января по февраль в онлайн-режиме на платформе Zoom будут проводить обучающие занятия со школьными педагогами-психологами, стаж которых не превышает двух лет. Подробнее об этом проекте – в беседе с директором РЦППиДО, инициатором проекта Еленой ПЕТРЕНКО.
- Елена Александровна, в чём необходимость этого проекта? Почему вы решили обратить особое внимание на молодых специалистов-психологов.
- Анализируя базы данных, мы заметили, что за последнее время в коллективы образовательных учреждений влилось много новых психологов. Если в предыдущие два года мы регулярно проводили выездные кустовые семинары, на которых обучали психологов области, социальных педагогов, классных руководителей по проблемным направлениям работы в школе, то сейчас в связи с пандемией эта работа приостановилась. Но при этом пришли молодые специалисты, которые ещё не получили практического опыта, но уже сразу столкнулись с серьёзными проблемами, вызванными особенностями дистанционного обучения. И, конечно, им необходимы внимание, поддержка, профессиональная помощь, методические рекомендации и т.д. Начинающие психологи, приступив к работе, сталкиваются с новыми для себя задачами, с неожиданными ситуациями. Проблема ещё и в том, что у молодых психологов нет наставников, как у молодых учителей, в небольших школах – один специалист, в крупных школах – максимум два. И потому новичкам не к кому обратиться за практической помощью. Конечно, мы, сотрудники регионального центра, всегда готовы оказать профессиональную поддержку, ответить на вопросы начинающих педагогов-психологов. Но коль скоро таких вопросов оказалось много, мы решили организовать Школу молодых психологов, чтобы в течение двух месяцев постараться дать им знания, необходимые именно на практике.
Кустовые семинары, с которыми мы ездили два года и сейчас уже готовим новый материал, будем продолжать, как только будет возможность. А сейчас, зная, какие проблемы возникают в работе школьных психологов, которые усугубляются дистанционным форматом, мы решили запустить онлайн-проект, тренерами в котором выступят специалисты регионального центра психологической поддержки и дополнительного образования. Также с нами сотрудничают специалисты из НПО.
- Какие задачи оказываются наиболее сложными для молодых педагогов-психологов, и как Школа готова помочь в их решении?
- Задача Школы молодого психолога – организовать целенаправленную помощь начинающим специалистам в профессиональном становлении и приобретении практического опыта, включающего познавательные, проектировочно-конструктивные, организаторские, коммуникативные умения. Конечно, у тех, кто только приступил к работе в учебных организациях, достаточно академических знаний, но недостаточно опыта. А потому, когда они сталкиваются, например, с проблемой профилактики суицида и аутодеструктивного поведения детей и подростков, это становится сложной задачей, возникает много вопросов. Сейчас также немало проблем с буллингом и кибербуллингом, часто по этому поводу бывают обращения. Поэтому в ходе работы Школы участники наряду с традиционными направлениями психологической работы изучат инновационные формы и методы профилактики суицида среди молодёжи с учётом местного и международного опыта, мы будем учить молодых специалистов той схеме действий, которая уже сформирована для профилактики и противодействия буллингу. Также мы будем отрабатывать вопросы систематизации работы психологов, поскольку у них задач действительно много: это адаптация школьников, коррекция с теми детьми, которые недостаточно адаптировались; диагностическая работа с учениками, просветительская – с учениками, родителями, педагогическим коллективом; профилактика деструкции, девиации, бытового насилия; консультации, в том числе индивидуальные. Всё это большая работа школьных психологов.
В начале учебного года на семинарах мы учили их, как работать в условиях дистанционного формата с интернет-платформами, проводить анкетирование на гугл-сервисах и так далее. А сейчас более точечно будем отрабатывать вопросы, возникающие у молодых специалистов в ходе практической деятельности. При дистанционном обучении у психологов нет возможности пользоваться методом наблюдения, поэтому нужно чётко проработать контакты с классными руководителями, которые выступают связующим звеном между психологом и детьми. Психологу сложнее на дистанции держать на контроле школу. И поэтому ему особенно важно хорошо ориентироваться не только в методиках, средствах, инновационных формах работы, но и в возрастной психологии. Нельзя пользоваться одними и теми же методами с детьми начального звена и подростками, здесь нужен другой подход, другие методы, которые адаптированы для возрастного уровня.
Как я уже сказала, мы будем учить слушателей Школы инновационным методам, например, работе с метафорическими ассоциативными картами – это действенный способ установления контактов между учеником и психологом, сказкотерапии, песочной терапии и другим перспективным способам деятельности. Будем учить их системной семейной консультации. Сейчас, несмотря на то, что дети вроде бы больше под контролем родителей, повысилась тревожность и участились случаи аутодеструктивных проявлений среди школьников. Поэтому работа с семьями, в частности, в форме семейных клубов, имеет большое значение.
- Работа с семьями учеников, наверное, одна из самых важных, ответственных, но и самых непростых в работе педагогов-психологов?
- Чем отличается семейный клуб от обычной работы педагогов с родителями учащихся, родительских собраний и т.п.? Семейный клуб подразумевает работу по проблемным направлениям, по повышению психологической грамотности родителей. Когда родители на наших занятиях сами становятся на место ребёнка, то отчётливо понимают, какие обиды могут нанести детям, как те или иные слова, действия отражаются на детской психике. Крупная проблема возникает из накопившихся мелких проблем. И мы помогаем родителям эти мелкие проблемы вовремя распознать и разрешить, чтобы не допустить серьёзных последствий. И в этом плюс семейного клуба: родители знают, что в определённое время они могут обратиться к психологу с каким-то вопросом; родителей со схожими проблемами психолог собирает в тренинговую группу и проводит занятия, консультации, беседы. Разумеется, для качественной и успешной работы с семьями учащихся психолог должен обладать не только знаниями, но и навыками, хорошим опытом. Поэтому мы постараемся на занятиях Школы осветить как можно подробнее вопросы детско-родительских отношений, которые стали одними из самых волнующих. Если судить по звонкам на телефон доверия (а их было 1300 в 2020 году, почти в два раза больше, чем в 2019), около 30% обращений, как от ребят, так и от взрослых, касаются именно детско-родительских отношений. И дети сейчас очень активизировались, только в 2020 году около 200 детей обратились на телефон доверия по проблемам детско-родительских отношений, около 300 – по трудностям обучения, около 750 – по личным проблемам. То есть дети активно пользуются телефоном доверия и консультациями психологов.
И обращений родителей стало значительно больше, в том числе по очным, аудио-, онлайн-консультациям. Когда случаются проблемные ситуации, мы подключаем специалиста, которому даже не нужно выезжать. Родителям интересно не только повышение психологической грамотности, они стремятся узнавать новые способы улучшения воспитания ребёнка, как выявить направленность ребёнка в плане дополнительного образования, профессионального самоопределения. То есть, идёт понимание общества, что необязательно только в кризисной ситуации обращаться к психологу, но лучше заранее профилактировать, направить ребёнка в нужное русло, узнать его склонности, как его развивать. И, конечно, этими знаниями должен обладать школьный психолог, чтобы грамотно провести диагностирование, консультирование и т.д. В Школе мы будем как раз учить различным методам диагностики не только проблем, но и направленности, одарённости, способностей. Плюс в том, что психологу не нужно сёрфинг в интернете устраивать, искать нужную информацию. Мы все документы, методики, формы работы и прочее выдадим участникам в электронном виде. В нашем ресурсе будет всё то, что на сегодняшний день мы можем предложить.
- Каким вы видите эффект от работы Школы молодого психолога?
- Наша задача – как можно более существенно повысить компетентность молодых специалистов, чтобы они на местах успешно работали и показывали результат. Будем учить, как искать и выявлять детей в деструктивных соцсетях. Будем учить на практике работать по профилактике всевозможных аддикций. Будем учить работать с коллективом по профилактике профессионального и эмоционального выгорания с новейшими методами арт-терапии, которым мы сами не так давно обучились на курсах в Санкт-Петербурге. Этот проект не разовый, он будет иметь продолжение. Но сейчас мы нацелены именно на качество работы на местах. Мы хотим показать молодёжи, как можно и нужно активно работать, как реализовать современные методы, идеи. Естественно, будем осуществлять и посткурсовое сопровождение. По окончании занятий Школы все участники получат сертификат. Потом я планирую выделить лучших учащихся, которые выполнят все задания, как-то их отметить, чтобы мотивировать на дальнейшую успешную работу. Потому что работать специалисту становится интересно, когда он точно знает, что и как надо делать. Мы их снабдим знаниями, мы им дадим в электронном виде практические рекомендации, методики, мы их мотивируем, поддержим, чтобы молодые специалисты удержались, чтобы они не побоялись больших ожиданий общества и требований, а умели им соответствовать, были уверены в своём успехе. Мы нацелены на более качественную работу педагогов-психологов в индивидуальных консультациях, на активизирование работы с родителями. Планируем сократить срок адаптации начинающих специалистов при постоянной поддержке, повысить их практические навыки с использованием инновационных методов. Мы планируем, что улучшится качество диагностических мероприятий. И что молодые психологи закрепятся на своих рабочих местах в системе образования и будут расти как профессионалы.
Светлана ОФИЦЕРОВА
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.