Совершенствование специалиста – вклад в успешность учащегося

Выпуск - №43(540)   :   03.11.2022
367

Одним из важнейших событий, направленных на повышение компетентности, обмен опытом, новыми идеями для меня стало участие в Х всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Центральные механизмы речи» имени Наталии Трауготт.

Открытие конференции. Слева направо - Жукова О.С., Черниговская Т.В., Гальперина Е.И

На сегодняшний день очень важно совершенствоваться, наука не стоит на месте, и только в процессе поиска, критического взгляда на проблему, расширения границ своих знаний, можно идти к результату. Поэтому конференция, которая проходила с 24 по 26 октября в РГПУ им. А.И. Герцена г. Санкт-Петербурга собрала более 600 специалистов в области логопедии, нейропсихологии, психологии, нейрофизиологии из шести стран.

Спикерами конференции выступили уникальные учёные: член-корреспондент Российской академии образования, профессор СПбГУ Татьяна Черниговская, доктор психологических наук, профессор СПбГПМУ Александр Корнев, профессор МПГУ, доктор педагогических наук, президент Союза дефектологов Татьяна Филичева, доктор психологических наук, профессор МГУ Татьяна Ахутина,  доктор философии, профессор психологии Хьюстонского университета, Медицинского колледжа Бейлора (США) Елена Григоренко, главный научный сотрудник Института возрастной физиологии, академик РАО Марьяна Безруких, руководитель лаборатории магнито- и электроэнцефалографии Орхусского университета (Дания) Юрий Штыров и другие. В течение трёх дней проходили лекции, тематические секции, мастер-классы. Спикеры раскрывали актуальные темы, делились новыми результатами своих исследований. Докладчики могли представить свои научные труды и обменяться мнениями по проблемам, связанным с фундаментальными и прикладными аспектами изучения речевой деятельности.

Гербовый Зал ЧГПУ им. Герцена. Секция Письменная речь в норме и патологии. Спикер Азова О.И

Говоря о спикерах, выступающих с лекциями, хотелось бы отметить особо значимые моменты. Татьяна Черниговская выступила с темой «Язык и мозг: смыслы или схемы», вызвав живой интерес слушателей. Впечатлил один из её тезисов: «Мозг – не компьютер! Искусство, созданное человеком, покажет нам, как функционирует эта нейронная сеть, как она создаёт мир. В известном смысле, такой путь – аналог археологии и культурной антропологии, которые  судят о мозге по орудиям труда, им сделанным. Продолжая идти по старому пути, мы продолжаем делать критические ошибки, и заведомо не достигнем цели».

Так же с интересной лекцией «Формирование навыка чтения и причины трудностей обучения», имеющей большую практическую значимость, выступила Марьяна Безруких. Нейрофизиолог, доктор биологических наук, профессор МГУ Вячеслав Дубынин выступил с докладом на тему «Нейрофизиология речи: фМРТ и гены», где на примере анализа диагностических данных рассмотрен вклад генов в развитие мозга.

Помимо лекций в рамках конференции было организовано 14 секций. К сожалению, все секции посетить не представилось возможным, так как их работа проходила параллельно. Каждый специалист выбирал наиболее актуальные ему направления. Важным направлением для меня как логопеда общеобразовательной школы являются вопросы изучения письменной речи в норме и патологии. На секции по этой теме были раскрыты такие вопросы, как «Профилактика у школьников дизорфографии, обусловленной недоразвитием графической основы орфографической деятельности», обозначены направления логопедической работы по формированию психологического и языкового компонентов орфографической деятельности. Директор медицинского центра, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии МПСУ Ольга Азова рассмотрела практическую тему «Дизорфография: технология организации помощи», где отметила, что основополагающим для коррекции дизорфографии являются различные коррекционные принципы, среди которых, например, принцип «квантования» орфографического правила и концентрический принцип организации материала. С интересным докладом «Развитие слухоречевой памяти у обучающихся с нарушениями чтения вслух» выступила кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии МГОУ Юлия Майорова. Было отмечено, что комплексная логопедическая работа по преодолению трудностей становления навыка чтения, в которую входит развитие слухоречевой памяти, способствует формированию как технической, так и смысловой сторон чтения в период овладения навыком.

Еще одна значимая в практической деятельности секция – «Союз дефектологов: экспертная позиция в развитии и всесторонней поддержки лиц с нарушением речи и коммуникации» под председательством Татьяны Филичевой и профессор кафедры логопедии МПГУ Татьяны Тумановой. Был рассмотрен важный вопрос персонализированного подхода в логопедической работе при общем недоразвитии речи. В контексте логопедической работы  с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, персонализированный подход – важный принцип, согласно которому в работе с каждым ребёнком учитываются медико-психолого-педагогические и социальные маркеры и критерии его нарушенного развития с позиции дальнейшего прогнозирования и реализации оптимально эффективного логопедического воздействия. 

Завершилась конференция круглым столом. Каждый из спикеров и докладчиков внёс огромный вклад в расширение круга практических вопросов, обозначив ключевые моменты и направление практической деятельности для достижения результата. Подводя итог, можно отметить, что ценность такого мероприятия заключается в критическом взгляде, разнообразии мнений, столкновении различных точек зрения, нового угла восприятия и возможности общения с коллегами и единомышленниками. Всё это приобретает практическую ценность в помощи детям с особыми образовательными потребностями. Я очень рада возможности быть причастной к такому масштабному мероприятию!

Елена ЛАШКО,
учитель-логопед Фрунзенской ОШ, Денисовский район

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.