Филиал Национального центра повышения квалификации «Өрлеу» ИПР по Костанайской области разработал программу серии семинаров по театральной педагогике.
Идея организации таких семинаров возникла с подачи известного актёра театра и кино, педагога Маргулана Абдибекова. Его опыт и знания в этой области стали отправной точкой для проведения масштабной работы, которая ставит своей целью не только раскрыть основные аспекты театральной педагогики, но и вдохновить педагогов на новые творческие подходы в обучении. Так, в декабре прошлого года прошёл ознакомительный семинар, который вызвал большой интерес педагогов области. По итогам этого мероприятия филиалом «Өрлеу-Костанай», было принято решение о проведении серии семинаров и более тесного взаимодействия в этом направлении. Трёхдневный семинар состоялся в феврале и стал масштабным и важным событием в культурной и педагогической жизни области, предоставив уникальную возможность для обмена опытом и знаниями, а также для развития креативных подходов к обучению через искусство театра.
Коллаборация опытных практиков в области театрального искусства играла ключевую роль в организации и проведении трёхдневного семинара. В качестве ведущих выступили Маргулан Абдибеков и режиссёр, руководитель театральной студии Виктор Коваленко. Семинар был насыщен интересными занятиями, где педагоги не только углублялись в теорию, но и активно применяли полученные знания на практике. Преподаватели делились методами и подходами, направленными на активизацию коммуникационных навыков учащихся и стимулирование их творческой активности.
Участники семинара посетили Дворец школьников «IQostanay», Школу детского творчества и школу-гимназию №28 г. Костаная, где увидели, как работают театральные кружки. На семинаре также были рассмотрены вопросы управления эмоциями, освоения сценической речи, выбора и анализа литературного материала. Педагоги прошли актёрский тренинг, сыграв выбранные роли и исследовав аспекты построения мизансцен.
- Театральная педагогика – это не только обучение актёрскому мастерству, но и развитие личности через творческие процессы, – говорит Маргулан Абдибеков, который помимо своей основной деятельности уже более четырёх лет ведёт театральный кружок при школе. – Мы не ждём, что каждый станет в будущем актёром, наша задача научить детей фантазировать, мыслить. Над каждым спектаклем нужно много работать с материалом, научить ребёнка анализировать сюжет, характеры героев, дать ему возможность высказать своё видение, понимание, только потом отправлять на сцену.
О пользе проведения таких обучающих мероприятий сказал и Виктор Коваленко:
- Для работы театрального кружка важно, чтобы педагоги имели доступ к качественной методической базе и могли применять новые подходы в своей работе. Сейчас им не хватает этой информации, поэтому семинар стал большой находкой. Мы успели обсудить и постарались решить много проблемных вопросов, к примеру, как выбрать материал для спектакля, как работать с группами маленьких детей и старше, как строится репетиционный процесс, читка материала, как создавать костюмы и многое другое.
По завершении семинара многие педагоги выразили желание принять участие в будущих мероприятиях подобного рода и представить опыт своих театральных кружков на конкурсах.
- Этот семинар буквально перевернул всё в моем сознании! – говорит Айнакуль Тургунова, педагог организатор детского дворового клуба «Жулдыз» г. Костаная. – Как много важных моментов нужно продумывать задолго до постановки спектакля! Это и музыка, и свет, и вхождение в образ, постановка мизансцены... Важна каждая деталь. Очень рады, что Маргулан Назарович и Виктор Леонидович смогли нас просветить во многих вопросах. Трёх дней очевидно мало, чтобы понять этот огромный мир театра. Мы с удовольствием хотели бы посетить ещё больше обучающих курсов по театральной педагогике.
Филиалом «Өрлеу-Костанай» будет продолжена работа по поддержке педагогов театральных кружков, организации обучающих семинаров. Уже сформировалась активная группа в социальной сети, где наставники готовы предоставлять консультации, помогать в работе с юными артистами и обмениваться ценным опытом. Также рассматривается предложение Маргулана Абдибекова о проведении фестиваля школьных театральных кружков.
Зарина ЖИЛКИБАЕВА,
главный специалист PR, SMM ФАО НЦПК «Өрлеу» ИПР
по Костанайской области
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».
Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.