Учиться должно быть интересно!

Выпуск - №45 (542)   :   18.11.2022
496

Фестиваль предметов естественно-математического цикла «Великолепная семёрка» состоялся в Академическом лицее г. Костаная.

В настоящее время перед учителями стоит задача не только дать определённую сумму знаний учащимся, но и вооружить их умениями самостоятельно добывать эти знания, воспитать интерес к изучению предмета. Внеклассная работа является одним из средств выполнения этой задачи. Она способствует повышению уровня культуры и развитию познавательных способностей учащихся, расширяет их кругозор. Учиться должно быть всегда интересно, только тогда учение может быть успешным. Одним из наиболее действенных способов формирования нового отношения к познанию является проведение предметных недель или декад. 

В первой четверти в лицее прошёл фестиваль предметов ЕМЦ «Великолепная семёрка» под девизом «Будет, надеемся, всем не до скуки, коль в гости пришли естественно-математические науки!». Программа проведения фестиваля отразила различные формы и методы работы учебной деятельности: удачно сочетались индивидуальные и коллективные формы работ. Для активизации познавательной и мыслительной деятельности, формирования интереса к точным наукам для лицеистов проведены разнообразные мероприятия. Открылся фестиваль парадом наук ЕМЦ.  В 6 «А» классе я провела интеллектуальную игру «Ох, уж эта математика!», победителями в которой стали Сергей Лазарев и Валерия Станогина. Ребята с интересом решали различные задачки и головоломки, а за правильные результаты получали жетоны в виде геометрических фигур. С интересом выполняли задания со спичками. Игровые формы мероприятий привлекают учеников к углублённому изучению предмета и нравятся ребятам. 

Спортивно-интеллектуальная игра «Математический поезд» для учеников 5 «А» и «Б» классов была проведена учителем математики А.Маженовой. Команды «Лунатики» и «Звёздный путь» с успехом совместили интерес к математике и к занятиям физкультурой и спортом. Проведению игры активно содействовали семиклассники Богдан Светлаков, Зере Танкеева, Владислав Землянский, Назар Ковалёв и девятиклассники Ясмина Шагатаева и Галина Здоровец. Мероприятие прошло интересно и весело. Победа досталась «Лунатикам» из «А» класса. 

Учителем физики категории педагог-эксперт Д.Журумбаевой проведено внеклассное мероприятие в 10 классе «Лидер ХХІ века». Его целью было формирование интереса к математике, физике, географии, биологии, информатике, развитие логического мышления и ораторского мастерства через игру. Интеллектуально-познавательная игра «Лидер ХХІ века» состояла из пяти туров. Удалось вовлечь в работу практически всех учащихся, и они эмоционально погрузились в мероприятие, воспринимали всё серьёзно и осознанно. По итогам четырёх туров остались только два участника, которые набрали максимальное количество баллов. Участникам заключительного пятого тура «Оратор» предлагалось выбрать конверт с темой для выступления «Какие преимущества даст мне обучение в Академическом лицее?». И здесь за звание «Лидер ХХІ века» сражались Ксения Равинская и Арман Искаков. Арману и досталась грамота победителя. 

На переменах проводились квесты по предметам ЕМЦ. Согласно маршруту путевого листа, ученики 5-6 5 классов индивидуально либо в парах отправлялись по «Весёлым станциям», на которых получали конверт с заданием. Семиклассники участвовали в квесте по географии, биологии и физикие, для 8-9 классов был подготовлен квест «Путешествие по естественно-математическим дисциплинам», для 10-11 классов – квест «Естественные науки». От правильного руководства и организации квеста зависит успех выполнения игровых действий, умение детей работать в едином коллективе, развитие их кругозора. По итогам игры ученки, набравшие максимальное количество баллов награждены грамотами: шестиклассники Эмир Шарипбаев, Анна Еловикова, Арина Ермакова, Сергей Лазарев, восьмиклассники Камилла Туякбаева, Полина Бойко, ученица 9 класса Ясмина  Шагатаева. 

«Путешествие по городу физиков» состоялось для учеников 7 класса. Ребята  познакомились с физическими законами, их практическим применением, показали умения решать задачи, составлять схемы, решать кроссворды, то есть, проверили свои знания, умения, способности, эрудицию. Это мероприятие проводилось после уроков в игровой форме. Ребята были очень активны. По итогам конкурсов победили мальчики, но и девочки показали себя достаточно хорошо, отстав всего на один балл.

Учителем биологии и химии категории педагог-исследователь А.Абеновой проведено внеклассное мероприятие для 7 класса в «В гостях у волшебницы химии», которое она провела вместе с ученицами 9 класса Ясминой Шагатаевой и Галиной Здоровец. Девочки тщательно подготовили экспериментальную часть, отработали технику проведения опытов. Конкурс прошёл в игровой форме, где участвовал Химовёнок, который попадал в различные истории. Команды разгадывали «Химические шарады», участвовали в конкурсах «Превращения без превращений», «Перевёртыши», «Экспериментальный». Был показан фокус передачи мысли на расстоянии. Учитель химии продемонстрировала необычные химические опыты «Дым без огня», «Волшебный кувшин», «Взаимодействие раствора йода с крахмалом», «Несгораемый платок». 

Интересно прошло внеклассное мероприятие «Биоэрудит» для 8-9 классов. Команды соревновались в конкурсах «Биологическая зарядка», «Биоэкологическая АБВГДейка», «Что? Где? Когда?», «Биологические шарады», «Решаем экологические проблемы». Победителем стала команда Ясмины Шагатаевой, звание «Лучший биоэрудит» получили Алишер Кадырбаев и Ясмина Шагатаева.

Ученики 7-11 классов приняли активное участие во внеклассном мероприятии «Перекрёстки химии и биологии». Ребята с интересом отвечали на вопросы раундов «Верю – не верю», «Угадай-ка», «Узнай их в лицо», «Подумай», «Гонка за лидером». Победителями мероприятия стали ребята 9 и 11 классов.

Учитель географии С.Кабдуллина провела игру на перемене «Флаги и страны». Перед началом игры дети делятся на три команды, придумывают название своей команды, выбирают капитана. Далее, получив маршрутные листы, выполняют задания по станциям.

Учителями математики А.Маженовой и И.Лебедь проведены викторины на переменах «Волшебный сундучок» (для лицеистов) и «Гимнастика для ума» (для учителей). На больших переменах детям и взрослым предлагалось ответить на вопросы, которые они сами доставали из бочонка, а за правильный ответ получали конфету. 

Также в рамках фестиваля учащиеся 7-8 классов посетили дестко-юношескую библиотеку им. И.Алтынсарина. Для 9-11 классов была организована экскурсия в КИнЭУ им. М.Дулатова. Также в эти дни ученики 1-10 классов приняли участие в международном игровом конкурсе «Кенгуру – математика для всех», где смогли показать свои знания по математике. В результате наши ребята заняли 21 первое место, 16 вторых и 15 третьих мест.

Семиклассница Зере Танкеева приняла участие в городском этапе республиканского конкурса исследовательских проектов и творческих работ «Зерде» с проектом «Математика в музыке» по руководством учителя математики А.Маженовой. Её результат – 2 место. 

Методическое объединение ЕМЦ каждый год привносит в план что-то новое, необычное, такое, что ещё больше заинтересовало бы ребят, сделало бы мероприятия познавательными и интересными. В процессе проведения фестиваля учителям удалось создать необходимые условия для проявления и дальнейшего развития индивидуальных, творческих, интеллектуальных способностей каждого ученика, организовать сотрудничество между учениками и учителями. При подготовке мероприятий и разработке творческих заданий учитывались возрастные особенности детей, каждое мероприятие нацелено на реализацию поставленных целей. 

К тому же внеклассная работа позволяет учителю лучше узнать своих учеников, развивает его организаторские способности, заставляет быть в курсе последних достижений науки и техники, творчески работать над собой. Проведение таких мероприятий даёт прекрасную возможность показать ученикам всю прелесть, важность и необходимость школьных предметов для человека в повседневной жизни. 

Ирина ЛЕБЕДЬ,
руководитель ШМО ЕМЦ Академического лицея, г. Костанай

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.