На базе школы-гимназии №7 имени Беимбета Майлина проведён городской семинар по русскому языку и литературе на тему «Функциональная грамотность через призму читательской грамотности».
Программа семинара была направлена на обобщение педагогического опыта кадрового состава русоведов в работе с учениками в дидактическом и воспитательном аспектах. Программа включала мероприятия, направленные на создание коллаборативной среды среди гостей: были проведены тренинги персонального знакомства с коллегами и использована стратегия «Тeambuilding» для психологического сближения коллектива.
Далее последовал ряд открытых уроков: в 5 «Г» классе на тему «Замечательная вещь каникулы» З.Абдрахимовой, в 8 «А» классе на тему «Окно в мир»З. Досмагамбетовой, в 10 «Ә» классе на тему «М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Ж.Найманбаевой. Н.Барановой было проведено внеклассное мероприятие «Знатоки русского языка».
На уроках были использованы методы и приёмы для развития функциональной грамотности. Темы открытых уроков учителя связывали с жизненной практикой, ученики 10 класса анализировали сказку Михаила Салтыкова-Щедрина в философском, политическом, историческом аспектах и с точки зрения здорового образа жизни. Были использованы приёмы «Лотерейный билет», «Резюме». Пятиклашки во время урока работали со стратегией «Тайный агент», были наблюдателями друг за другом. Также учитель на уроке использовал стратегию «Лошадь и жокей». Учащиеся 8 класса демонстрировали свои умения и навыки на компьютере, связывая с лексической темой урока. Учитель З.Досмагамбетова продемонстрировала работу на экпериментальной платформе TOPIQ.
За открытыми уроками последовал мастер-класс на тему «Использование экранизаций литературных произведений при изучении литературы и грамматики», где я поделилась эффективными методами и приёмами, которые практикуются на уроках. Были продемонстрированы и смоделированы дидактические приёмы с учителями, где каждый выступал в роли ученика и делился своим мнением по использованию приёма.
Завершающим этапом программы семинара стал лингвистический турнир «Знатоки русского языка» Н.Барановой, где учащиеся продемонстрировали своё владение казахским, русским и английским языками. Ребята соревновались в умениях моделировать ситуацию, демонстрировали находчивость.
Гости семинара – учителя русского языка и литературы как учебных заведений с государственным языком обучения, так и с русским языком обучения поделились своими впечатлениями о семинаре. Коллеги отзывались самыми тёплыми словами об учащихся школы, их уровне владения русским языком.
Подобные мероприятия в рамках образовательных учреждений открывают огромные возможности обмена опытом, обогащения методической копилки и укрепления связи коллег-предметников, где создаются самые благоприятные условия для дальнейшего коллективного сотрудничества.
Ж. НАЙМАНБАЕВА,
учитель русского языка и литературы ШГ №7 им. Б.Майлина, г. Рудный
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.