Увлекательное изучение педагогических изобретений

Выпуск - №000(000)   :   04.08.2022
460

В планах самообразования я решила, что в это лето хочу совместить полезное с приятным. И каково же было моё удивление, когда на почту детского сада пришло письмо от международного учебного центра «Сана», приглашающего в Ташкент и Самарканд для учёбы по теме «ТРИЗ-педагогика» с Анатолием Гином и экскурсиями по уникальным городам Узбекистана.

ТРИЗ-педагогика как научное и педагогическое направление сформировалась в конце 80-х годов. В её основу была положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) школы Г.С. Альтшуллера. ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Её отличие от известных средств проблемного обучения в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач. Конечно, этот опыт переработан и согласован с целями педагогики.

Под методами решения изобретательских задач прежде всего подразумеваются приёмы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ, а также такие известные методы как мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов и их разновидности.

Современная ТРИЗ-педагогика включает в себя курсы, рассчитанные на возрастные группы от дошкольников до студентов и взрослых специалистов. Особенностью работы с каждой возрастной группой являются выбор объектов изобретательской деятельности, соответствующих возрасту. Так, дошкольники и младшие школьники изобретают игрушки, загадки, пословицы, подвижные игры и т. п.

Для каждой возрастной группы разрабатываются алгоритмические процедуры, методики. Они позволяют учащимся изобретать новое, самореализоваться в творчестве. Следует различать ознакомительный и инструментальный уровень освоения ТРИЗ-методик. Обязательным условием качественного, инструментального обучения в ТРИЗ-педагогике является не только освоение соответствующих методик, но и освоение способов их создания.

ТРИЗ развивает творческое мышление и в целом полезен для улучшения навыков системного подхода и мышления. ТРИЗ-технология для детей учит их видеть конкретный предмет во всех взаимосвязях с окружающим миром. Условно говоря, ребёнок научится не просто смотреть на дерево, а ещё и обращать внимание, где и как оно растёт, задаваться вопросом, зачем это дерево нужно в живой природе и насколько оно полезно для человека.

Нацеленность на результат. Ребёнок с самого раннего возраста привыкает, что если взялся за какое-то дело, нужен результат. Именно так строится работа с детьми по ТРИЗ-технологии, когда они в конце каждого занятия видят итог своих усилий: решенную задачу или головоломку, сочинённую всем коллективом сказку или придуманную новую игру. Да, дети уже в дошкольном возрасте учатся сочинять сказки и изобретать игры, так что если хотите вырастить маркетолога или разработчика – ТРИЗ в помощь!

Умение аккумулировать и адаптировать личный опыт к новым обстоятельствам. Всё, чему они научились на одном занятии, они учатся применять на следующем. При этом речь идет не о простом воспроизведении полученного опыта, а его адаптации к новым условиям.

Как видим, ТРИЗ вырабатывает полезные для жизни навыки: видеть и воспринимать ситуацию в целом, работать на результат, творчески использовать имеющийся багаж знаний. Тут уже не будет такого, что «выучил и забыл», «собрались и поговорили, а толку никакого», «слышал звон, да не знаю, где он». Этих аргументов уже достаточно, чтобы доверить развитие ребенка ТРИЗ-методикам. А этих чудо-методик довольно много, и всегда можно выбрать то, что наилучшим образом подходит вашему ребёнку в конкретном случае. 

Июнь был плодотворный с интенсивным семинаром-тренингом, было очень интересно, есть что рассказать, поделиться со своими коллегами. Экскурсии были очень впечатляющие! Ну и конечно новые знакомства с коллегами. Стоит ли путешествовать в Узбекистан? Конечно, да! Незабываемые эмоции, прикосновение к истории, полезное обучение, узбекский плов … Можно продолжать, но лучше увидеть самим многотысячелетний Самарканд и современный Ташкент. Впереди ждёт меня  Грузия и встреча с самим Шалвой Амонашвили.
 

Алия СЕРЕДЕНКО, 
директор я/с «АБВГДейка», г. Костанай 

Реклама

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать. 

"К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нём своё удовлетворение, понимая общую народную надобность".