В планах самообразования я решила, что в это лето хочу совместить полезное с приятным. И каково же было моё удивление, когда на почту детского сада пришло письмо от международного учебного центра «Сана», приглашающего в Ташкент и Самарканд для учёбы по теме «ТРИЗ-педагогика» с Анатолием Гином и экскурсиями по уникальным городам Узбекистана.
ТРИЗ-педагогика как научное и педагогическое направление сформировалась в конце 80-х годов. В её основу была положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) школы Г.С. Альтшуллера. ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Её отличие от известных средств проблемного обучения в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач. Конечно, этот опыт переработан и согласован с целями педагогики.
Под методами решения изобретательских задач прежде всего подразумеваются приёмы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ, а также такие известные методы как мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов и их разновидности.
Современная ТРИЗ-педагогика включает в себя курсы, рассчитанные на возрастные группы от дошкольников до студентов и взрослых специалистов. Особенностью работы с каждой возрастной группой являются выбор объектов изобретательской деятельности, соответствующих возрасту. Так, дошкольники и младшие школьники изобретают игрушки, загадки, пословицы, подвижные игры и т. п.
Для каждой возрастной группы разрабатываются алгоритмические процедуры, методики. Они позволяют учащимся изобретать новое, самореализоваться в творчестве. Следует различать ознакомительный и инструментальный уровень освоения ТРИЗ-методик. Обязательным условием качественного, инструментального обучения в ТРИЗ-педагогике является не только освоение соответствующих методик, но и освоение способов их создания.
ТРИЗ развивает творческое мышление и в целом полезен для улучшения навыков системного подхода и мышления. ТРИЗ-технология для детей учит их видеть конкретный предмет во всех взаимосвязях с окружающим миром. Условно говоря, ребёнок научится не просто смотреть на дерево, а ещё и обращать внимание, где и как оно растёт, задаваться вопросом, зачем это дерево нужно в живой природе и насколько оно полезно для человека.
Нацеленность на результат. Ребёнок с самого раннего возраста привыкает, что если взялся за какое-то дело, нужен результат. Именно так строится работа с детьми по ТРИЗ-технологии, когда они в конце каждого занятия видят итог своих усилий: решенную задачу или головоломку, сочинённую всем коллективом сказку или придуманную новую игру. Да, дети уже в дошкольном возрасте учатся сочинять сказки и изобретать игры, так что если хотите вырастить маркетолога или разработчика – ТРИЗ в помощь!
Умение аккумулировать и адаптировать личный опыт к новым обстоятельствам. Всё, чему они научились на одном занятии, они учатся применять на следующем. При этом речь идет не о простом воспроизведении полученного опыта, а его адаптации к новым условиям.
Как видим, ТРИЗ вырабатывает полезные для жизни навыки: видеть и воспринимать ситуацию в целом, работать на результат, творчески использовать имеющийся багаж знаний. Тут уже не будет такого, что «выучил и забыл», «собрались и поговорили, а толку никакого», «слышал звон, да не знаю, где он». Этих аргументов уже достаточно, чтобы доверить развитие ребенка ТРИЗ-методикам. А этих чудо-методик довольно много, и всегда можно выбрать то, что наилучшим образом подходит вашему ребёнку в конкретном случае.
Июнь был плодотворный с интенсивным семинаром-тренингом, было очень интересно, есть что рассказать, поделиться со своими коллегами. Экскурсии были очень впечатляющие! Ну и конечно новые знакомства с коллегами. Стоит ли путешествовать в Узбекистан? Конечно, да! Незабываемые эмоции, прикосновение к истории, полезное обучение, узбекский плов … Можно продолжать, но лучше увидеть самим многотысячелетний Самарканд и современный Ташкент. Впереди ждёт меня Грузия и встреча с самим Шалвой Амонашвили.
Алия СЕРЕДЕНКО,
директор я/с «АБВГДейка», г. Костанай
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.