Начался очередной учебный год. Педагоги, отдохнувшие за летний период, постепенно втягиваются в рабочую атмосферу, полным ходом проходят августовские совещания, различные семинары, диалоговые площадки.
На базе общеобразовательной школы №3 г. Рудного состоялась работа диалоговой площадки «Командообразование как механизм достижения качественных результатов». Наверное, не случайно данное учебное заведение было выбрано местом проведения городского педагогического форума. За короткий промежуток времени школа под руководством современного энергичного руководителя Натальи Шопановой преобразилась до неузнаваемости. Сюрпризы начинаются прямо с порога учебного заведения: мы попадаем под камеры умного видеонаблюдения, и на экране монитора тут же отражается фотография и должность вошедшего сотрудника, поэтому постороннему человеку проникнуть в школу будет невозможно. При входе в школу нас встречает огромное цифровое табло с приветственным обращением, а во время учебного процесса на экране будет мобильное расписание учебных занятий. Всё очень удобно, динамично и современно. В просторном фойе первого этажа расположились интерактивные площадки, выставочные материалы, авторские методические продукты, представители школ и детских садов демонстрируют свои педагогические наработки, делятся своими находками, идёт оживлённый диалог между многочисленными гостями и педагогами-новаторами.
Тем временем, естественно, захотелось пройти по этой необычной школе, посмотреть другие её новшества. Первое, что сразу бросается в глаза – школа очень просторная, светлая, оформлена в современном дизайнерском стиле, везде преобладают лёгкие, радостные тона, детям будет очень приятно учиться и отдыхать на переменках в такой обстановке. Кстати, на каждом этаже для детей оборудованы зоны отдыха, установлены мягкие диванчики, пуфики и теннисные столы для тех, кто желает немного подвигаться. Мебель в кабинетах новая, везде интерактивные доски, а в кабинете биологии перед началом учебного года установили оборудование последнего поколения. Заглянули мы и в столовую, здесь радуют глаз цветные столы и мягкие стулья. В подобном стиле оформлена только Назарбаев Интеллектуальная школа в городе Костанае. Прекрасно, что руководители наших учебных заведений не хотят отставать, находят средства и возможности для того, чтобы школа радовала учеников, учителей и родителей.
Но вернёмся к диалоговой площадке. Здесь наше внимание привлекла методическая разработка ролевой игры «Детективное агентство «Текст», авторами которой являются учителя Татьяна Кузнецова, Елена Онищенко, Мира Туякова и Дина Макушева. Как известно, в условиях обновлённого содержания образования большое внимание уделяется работе с текстом. Одна из основных задач школы – формирование функциональной грамотности. Читательская грамотность – одна из составляющих функциональной грамотности: способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением того, что позволяет достигать своих целей, расширять свои знания, возможности, участвовать в социальной жизни. На современном этапе развития общества интерес к чтению снижается. Этому способствует информационная загруженность в средствах массовой информации и окружающем мире в целом. Качественное чтение призвано способствовать личностному росту и конкурентоспособности современного человека, живущего в информационно-культурной среде. Низкий уровень культуры чтения определяет ключевую проблему в образовании. Таким образом, формирование читательской грамотности приобретает огромное значение как для образования, так и для государства. Следовательно, обучение приёмам работы с текстом приобретает всеобъемлющий характер. Это диктуется и реальной речевой практикой. От того, как понимают информацию и умеют с ней работать учащиеся, зависит формирование основ их читательской грамотности. Текст на всех школьных предметах должен стать полноправным объектом изучения как максимально информативная единица речи.
Что же нового предлагают наши учителя? Они решили работу над текстом проводить в форме игры, это всегда вызывает интерес у детей. В ходе игры учитель зачитывает и раздаёт игрокам регламент и правила игры. Каждый участник выбирает карту игры, занимает рабочее место, знакомится с заданием. В игре четыре карты занимают главные места –Руководитель, Координатор, Консультант и Советник, это должны быть хорошо подготовленные ученики, они помогают учителю, ведут игру и наблюдают за работой, оказывают консультацию, их роль на картах подчёркнута. Руководитель начинает игру словами: «Дело открыто». Координатор раздаёт тексты игрокам и фиксирует время. Игра идёт строго по регламенту: 15 минут игроки читают материалы дела, изучают текст и выполняют свои задания. Консультант имеет право помогать игрокам. Через 15 минут наступает следующий этап игры – организационное собрание. На нём заслушиваются выполненные задания. Выступление каждого игрока длится не более двух минут. В это время Советник заполняет протокол игры, совещаясь с Консультантом, Руководителем, Координатором. Затем следует общее обсуждение игры. Советник зачитывает анализ игры из протокола, указывая, что получилось удачно, а что необходимо повторить, вспомнить. Участники игры могут выразить своё мнение. Руководитель вручает участникам свидетельства о присвоении уровня (начальный, продвинутый, мастер). Цель каждого игрока – достичь уровня мастера во всех игровых ролях.
В игре может принять участие любое количество учеников-старшеклассников. Они уже имеют навыки работы с текстом, но устали от будничных уроков и типичных заданий по развитию речи. Игроки – активные, творческие люди. Они заняты подготовкой к экзаменам, скоро им предстоит выбрать свой жизненный путь, свою профессию. Игра предлагает старшеклассникам поработать в детективном агентстве. Каждый текст таким образом становится новым интересным «делом», закрыв которое, они могут повысить свой уровень. Дух авантюризма, романтика выбранной профессии поможет легко справиться с заданием. В этой игре у обычных участников восемь ролей: следователь, аналитик, шифровальщик, оперативник, пресс-секретарь, свидетель, криминалист и художник. В зависимости от того, какую карту вытянул участник-учащийся, такую работу он и будет проводить с текстом. Например, следователь определяет тип и стиль текста, приводит доказательства; аналитик находит ключевые слова, создаёт план текста; шифровальщик разгадывает основную мысль текста, может зашифровать идею текста в картинках, ребусах, цифрах, смайликах; оперативник выясняет актуальность текста, находит источник информации; пресс-секретарь составляет вопросы по тексту, вопросы самого разнообразного характера; свидетель пересказывает содержание текста от имени другого человека – продавца, прохожего, пенсионера или школьника; криминалист находит в тексте художественные средства; художник представляет текст в виде схемы, графика, таблицы, диаграммы или комикса. По итогам игры участники получают жетон с определённым уровнем, соответствующим своей специальности: начальный, продвинутый, эксперт, мастер. Как вариант игры, можно предложить игрокам свою роль в агентстве определить самим, оттачивая навык, например, криминалиста, до самого высокого уровня. Игровая форма позволяет участникам игры показать важность умения работать с текстом вне зависимости от того, какую специальность они выберут в будущем.
По словам педагогов-разработчиков, актуальность выбранной темы обусловлена острой необходимостью повышения уровня читательской грамотности среди учащихся, а также понимания, что же нужно предпринять учителю, каким образом работать, чтобы изменить отношение учеников к чтению и всему процессу обучения. Представленная методическая разработка способствует развитию у учащихся навыка вдумчивого чтения, совершенствует их умения анализировать текст. Авторы разработки включили в свою игру все виды речевой деятельности и нацелили своих учеников на результат: необходимо пройти несколько уровней в каждой роли, чтобы стать мастером. Выбрана увлекательная форма игры – детективное агентство, в котором работают над «делом» (текстом) 12 персонажей.
Разработчики игры рекомендуют проводить такую форму работы с текстом ежемесячно в качестве факультативных или дополнительных занятий. Игра уже опробована со старшеклассниками школы №17 и получила хороший отклик. В ходе игры участники работают над одним и тем же текстом, выполняя каждый своё задание. Для работы можно подбирать тексты разных жанров, стилей, возможно по теме разделов не только русского языка, но и других предметов. Можно включить инструкции к лекарственным средствам, тексты эпистолярного жанра, рекламного характера, официально-делового стиля (характеристики, докладные, объяснительные). Возможно, кто-то из творчески работающих коллег захочет поменять и форму: вместо детективного агентства появится рекламный отдел или конструкторское бюро, суть не в этом. Главное, чтобы дети научились внимательно, вдумчиво работать с текстом, чтобы у нас сформировалось грамотное читающее поколение.
Асхат АЛТЫБАЕВ,
учитель русского языка и литературы ОШ №14 им. Д.Карбышева, г. Рудный
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.