Суть взаимодействия школы и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших его качеств.
В семье формируется характер, складываются отношения с близкими, вырабатываются нормы поведения, то есть это тот маленький мир, с которым человек связан всю жизнь. Школа в свою очередь является одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих образовательный процесс и реальное взаимодействие ребёнка, семьи и социума.
В современном мире сотрудничество семьи и школы становится всё более актуальным и востребованным. Сегодня, когда в Казахстане идёт становление новой системы образования, ориентированной на мировое образовательное пространство, этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике. И без помощи и поддержки родителей, их глубокой заинтересованности, их знаний, процесс воспитания и обучения не даст необходимого результата. Успешное решение задач воспитания и обучения возможно только при объединении усилий семьи и школы. Это большой труд, который достойно пройти обязаны обе стороны: и учитель, и родители.
Качественные изменения в образовании невозможны без формирования нового взгляда учителей и родителей на своё место и роль в учебном процессе. Без осмысления учителями и родителями новых целей и задач в обновлённом содержании и технологии обучения, новых форм оценивания с учётом компетентностного подхода в обучении это сделать, наверное, практически невозможно. Именно поэтому педагогу необходима готовность к восприятию методов и форм содержания обновлённого образования, к изменению программного и методического обеспечения образовательного процесса, к изменению целей и способов педагогической деятельности. Обучение родителей – это первый шаг к построению будущих родительских объединений, сообществ детей и родителей на основе их совместной деятельности. Родители – главные социальные партнёры школы.
Классный руководитель привлекает родителей к управлению работой школы, к организации деятельности классов и предполагает:
* обсуждение и решение родителями проблем воспитания детей, жизни школы;
* участие родителей в организации воспитательной работы, помощь в подготовке праздников, различных дел, в организации экскурсий, выходов в театры, музеи;
* помощь в оформлении кабинета, в ведении кружков.
Контакт между учителем и родителями возможен тогда, когда и те и другие осознают, что у них общая цель – хорошее воспитание и образование детей, которую можно достичь только общими усилиями. Это позволяет нам лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях, развить его способности, преодолеть негативное в поведении. Поэтому учителю необходимо взаимодействовать с родителями, устанавливать контакты с семьёй.
Родительское собрание – основная форма работы с родителями, где решаются проблемы жизни класса. Огромное значение для взаимодействия имеет стиль общения педагогов на родительских собраниях. Учитель должен действовать на укрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе педагога. Единственно правильная норма взаимоотношений учителей и родителей – взаимное уважение. Тогда и сильной стороной взаимодействия становится обмен опытом, совет и совместное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны.
Классный руководитель – лицо официальное, поэтому необходимы педагогический такт, недопустимо неосторожное вмешательство в жизнь семьи. Но с другой стороны хороший классный руководитель в семье не чужой. В поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, советуются. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, учитель должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.
Мы знаем, что родители учеников в основном люди занятые, они также интенсивно работают, им также тяжело выкроить в своём расписании время на посещение школы. Поэтому очень важно сделать информацию о проведении консультаций в школе максимально доступной и удобной, чтобы родитель, пришедший в школу по одному вопросу, мог попутно решить и некоторые другие. Для ежедневного информирования родителей можно использовать электронный дневник. В школе необходимо создать такую атмосферу, чтобы родитель, оказавшийся в ней в любое время, был встречен доброжелательно и терпимо. Многие родители не всегда могут прийти на родительские собрания. Не потому, что им не нужно, а в силу своей занятости или сложившихся обстоятельств. Для таких случаев можно использовать сайт школы. Размещать на школьном сайте виртуальный всеобуч для родителей удобно и экономит время.
Ещё одной причиной утраты доверия к школе можно назвать неосторожное поведение педагогов, например, разглашение семейных тайн, пусть даже из лучших побуждений. Но самое большее недовольство вызывает у родителей, пришедших в школу для получения консультации, необходимость выслушивать упрёки и нотации в адрес ребёнка и в свой собственный. Вряд ли в таком случае взрослый человек изъявит желание в следующий раз посетить школу.
Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания учебного заведения. Многие с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей. Конечно, формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. Необходимо помнить, что неразрешимых проблем нет, есть неправильные решения. Педагог всегда должен верить в ребёнка, найти в нем положительные качества и опираться на силы семьи.
В каждой школе, как правило, есть дети с девиантным поведением, дети из неблагополучных семей или дети, испытывающие какие-либо сложности. Личное участие учителя в судьбе «проблемных» детей играет здесь определяющую роль. Немаловажным при оказании поддержки семье может оказаться и согласование действий родителей и педагога.
Особого внимания требуют неблагополучные семьи, где родители не выполняют своих обязанностей по обучению и воспитанию детей. В этих случаях необходимо объединение усилий школы, социальных и психологических служб, органов правопорядка.
Целесообразно значительную часть воспитательного процесса организовать совместно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов.
Лаула ЖАНАЛИНА,
старший преподаватель филиала АО НЦПК «Өрлеу», г. Костанай
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.