Общеобразовательная школа №2 г.Тобыла стала пилотной по нравственно-духовному образовательному проекту «Самопознание». Ежегодно многие учителя проводят интегрированные открытые уроки.
Недавно мною был проведён открытый интегрированный урок по естествознанию с самопознанием в 5 «Г» классе. Цель – углубление ценностного отношения к различным видам энергии и их источникам, рациональному её использованию через практику общечеловеческой ценности «Праведное поведение». Воспитательная задача – привитие ученикам бережливости, дисциплины (тайм-менеджмент), ответственности, осознания своего долга.
На уроке присутствовали замдиректора по научно-методической работе М.Травкина и учитель истории и географии В.Давлетова. Мною были подготовлены наглядные пособия и оборудование. На протяжении урока мною были использованы активные методы обучения: мозговой штурм, критическое мышление, работа с цитатой, индивидуальная, парная и групповые формы работы, диаграмма Венна, просмотр видео, заполнение таблицы, взаимооценивание и самооценивание, таксономия Блума, лестница успеха.
В начале урока ученики были поделены на четыре группы методом «Конфеты». Позитивный настрой был направлен на концентрацию дыхания под музыкальную композицию «Хрустальная грусть». Перед изучением нового материала на стадии вызова ребята определили тему урока благодаря цитате на доске «Мысль – это энергия, и каждый сам определяет, куда её направить». Все дети активно начали делиться знаниями по этой теме, отметив на лестнице успеха текущий уровень знаний. Было показано видео, после просмотра которого ученику было дано задание по диаграмме Венна сравнить джоуль и калорию. Затем с учениками была продолжена беседа про энергию по вопросам: Назовите основное значение энергии. Как вы считаете, что будет являться источником энергии человека? Как вы думаете, какие качества лежат в основе пользования энергии? После беседы дети в паре, работая с учебником, заполняли таблицу про виды и источники энергии, оценивали друг друга. При групповой работе ученики распределили самостоятельно роли. У каждой группы было индивидуальное задание. Первая группа находила преимущества и недостатки энергосберегающих лампочек по сравнению с обычными лампами накаливания, вторая группа искала пути сбережения энергии, третья группа назвала опасность утечки газа для здоровья и жизни человека, четвертая группа озвучила правила безопасности при использовании электроприборов. Заметно то, что в работе между учениками преобладают помощь и поддержка, сотрудничество, взаимопонимание.
Таким образом, уроки, интегрированные с самопознанием, способствуют хорошему овладению школьниками «живыми» знаниями, влекут к горизонтам науки, воодушевляют мысль на новые поиски, несут нравственные смыслы.
Марина ПРАЩУР,
учитель географии ОШ №2, г. Тобыл,
Костанайский район
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.