Живые знания

Выпуск - №9 (456)   :   09.03.2021
153

Общеобразовательная школа №2 г.Тобыла стала пилотной по нравственно-духовному образовательному проекту «Самопознание». Ежегодно многие учителя проводят интегрированные открытые уроки. 


 
Недавно мною был проведён открытый интегрированный урок по естествознанию с самопознанием в 5 «Г» классе. Цель – углубление ценностного отношения к различным видам энергии и их источникам, рациональному её использованию через практику общечеловеческой ценности «Праведное поведение». Воспитательная задача – привитие ученикам бережливости, дисциплины (тайм-менеджмент), ответственности, осознания своего долга.
На уроке присутствовали замдиректора по научно-методической работе М.Травкина и учитель истории и географии В.Давлетова. Мною были подготовлены наглядные пособия и оборудование. На протяжении урока мною были использованы активные методы обучения: мозговой штурм, критическое мышление, работа с цитатой, индивидуальная, парная и групповые формы работы, диаграмма Венна, просмотр видео, заполнение таблицы, взаимооценивание и самооценивание, таксономия Блума, лестница успеха.



В начале урока ученики были поделены на четыре группы методом «Конфеты». Позитивный настрой был направлен на концентрацию дыхания под музыкальную композицию «Хрустальная грусть». Перед изучением нового материала на стадии вызова ребята определили тему урока благодаря цитате на доске «Мысль – это энергия, и каждый сам определяет, куда её направить». Все дети активно начали делиться знаниями по этой теме, отметив на лестнице успеха текущий уровень знаний. Было показано видео, после просмотра которого ученику было дано задание по диаграмме Венна сравнить джоуль и калорию. Затем с учениками была продолжена беседа про энергию по вопросам: Назовите основное значение энергии. Как вы считаете, что будет являться источником энергии человека? Как вы думаете, какие качества лежат в основе пользования энергии? После беседы дети в паре, работая с учебником, заполняли таблицу про виды и источники энергии, оценивали друг друга. При групповой работе ученики распределили самостоятельно роли. У каждой группы было индивидуальное задание. Первая группа находила преимущества и недостатки энергосберегающих лампочек по сравнению с обычными лампами накаливания, вторая группа искала пути сбережения энергии, третья группа назвала опасность утечки газа для здоровья и жизни человека, четвертая группа озвучила правила безопасности при использовании электроприборов. Заметно то, что в работе между  учениками преобладают помощь и поддержка, сотрудничество, взаимопонимание.



Таким образом, уроки, интегрированные с самопознанием, способствуют хорошему овладению школьниками «живыми» знаниями, влекут к горизонтам науки, воодушевляют мысль на новые поиски, несут нравственные смыслы.

Марина ПРАЩУР,
учитель географии ОШ №2, г. Тобыл,
Костанайский район


 

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.