Жизненная активность и творчество – лучшая профилактика психологических проблем

Выпуск - №39 (587)   :   18.10.2023
514

Региональный центр психологической поддержки и дополнительного  образования провёл международную научно-практическую конференцию «Новые формы, методы и приёмы для привития навыков стрессоустойчивости, жизненной активности в рамках профилактики аутодеструктивного поведения несовершеннолетних».

Как отметила директор РЦППиДО Елена Петренко, программа работы была уникальной, так как это был новый опыт объединения психологического сопровождения и дополнительного образования. Конференция готовилась совместно с кандидатом психологических наук, руководителем РОО «Центр «Радуга жизни», Почётным работником общего образования РФ Ларисой Борисовой. В числе гостей и участников были специалисты организаций высшего и среднего образования Костанайской области, представители общественных неправительственных организаций, вузов РФ, а также методисты отделов образования, директора и педагоги дополнительного образования, сетевые координаторы, педагоги-психологи общеобразовательных школ.

В прениях круглого стола приглашённые  специалисты отметили важность дополнительного образования в профилактике аутодеструкции и девиации, говорили о парадигме концепции воспитательной работы, внешкольной занятости,  затронули вопросы развития дебатного движения, национального воспитания в допобразовании,  формирования навыков жизнедеятельности и стрессоустойчивости на селе посредством кружковой работы, развития на практике технического направления. 

- Сегодня забота о психологической безопасности и здоровье школьников становится обязательным целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения и непосредственно школьных психологических служб, – подчеркнула в своём выступлении Елена Александровна. – Психологическая служба – один из важнейших механизмов, обеспечивающий психологический комфорт подрастающего поколения и квалифицированную поддержку каждому участнику образовательного процесса. Уже более четырёх лет в области функционирует единственный инновационный центр психологической поддержки и дополнительного образования. Уникальность нашего центра состоит в комбинированной системе работы психологического сопровождения и дополнительного образования, так как психологические проблемы учащихся непрерывно корректируются через внешкольную занятость и творческую самореализацию. Дополнительное образование выступает как один из инструментов профилактики аутодеструктивного поведения, девиаций, буллинга. Центр активно использует передовой опыт работы, сотрудничает с республиканскими и международными организациями, организует и проводит научно-практические конференции, тематические семинары по актуальным проблемам психолого-педагогической деятельности, обобщает и распространяет свой опыт работы на республиканском и международном уровнях. Например, до конца 2023 года мы завершаем проведение трёхмодульных обучающих семинаров-практикумов для всех психологов области «Психологическая помощь при острых стрессовых расстройствах, посттравматических стрессовых расстройствах и кризисных состояниях. Профилактика аутодеструктивного поведения. Комплексный подход», где предложен инновационный инструментарий для работы с тревожными и кризисными состояниями. 

Елена Петренко отметила, что потребность в психологической помощи постоянно растёт. В области круглосуточно функционирует телефон доверия Регионального центра психологической поддержки и дополнительного образования, на который ежедневно поступает от трёх до десяти обращений, как от детей, так и от родителей, педагогов. С начала года поступило 967 обращения. И чаще стали звонить дети, что говорит о росте их доверия к психологической службе. Также обращаются за очной консультацией и родители, и подростки, и количество таких продуктивных встреч также увеличивается. 

Одно из новых направлений работы РЦППиДО – профилактика насилия и буллинга, специалистами центра ведётся разработка программы помощи жертвам. Составлены методические рекомендации и алгоритм действий педагогов и родителей по предотвращению насилия и буллинга среди несовершеннолетних, отмечены факторы и поведенческие особенности, на которые нужно обращать внимание для своевременного оказания помощи.
Для повышения эффективности психологической работы активно реализуются областные проекты, направленные на сохранение психологического здоровья, на методическую поддержку и повышение квалификации психологов школ и колледжей: «Сетевые координаторы РЦППиДО», «Community Power»: укрепление потенциала сообществ по работе с молодёжным суицидом», «Эмоциональный интеллект педагога. Эмоциональная интеллектуальная среда для гармоничного развития детей», «Семейный клуб», «Үндестік». С помощью проектов удаётся повысить эффективность работы психологических служб со всеми участниками образовательного процесса.

- Система работы учреждений дополнительного образования также является большим ресурсом по формированию жизнестойкости и резильентности у обучающихся и составной частью общего образования, позволяющая детям приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Именно дополнительное образование обладает массовыми и действенными формами профилактики девиаций и развития личностных качеств, творческого потенциала детей и подростков, – считает Елена Александровна. – Можно с уверенностью сказать, что каждый учащийся может найти в организациях допобразования занятие по душе. Идёт реализация республиканских проектов «Дети и театр», «Ұшқыр ой аланы». С сентября работает проект «Төрт тоқсан – төрт өнер», призванный приобщить детей и подростков к культурным традициям народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства. В рамках проекта активно проводится работа по популяризации айтысов. На сегодняшний момент в области проведено 30 мероприятий с охватом более 500 учащихся. Проектная деятельность активно ведётся и на областном уровне. Такие проекты как «Звёзды дебатного движения», «Дебатные встречи по четвергам», «Жас патриот», «Парта героя» и другие призваны повысить гражданскую активность школьников, вовлечь их в социально значимую деятельность. В период летних каникул была реализована комплексная летняя кампания «Жаз қызығы – көңілді демалыс», которая позволила многим детям интересно и пользой провести лето. Все эти мероприятия направлены на реализацию главной задачи – профилактику аутодеструктивного поведения несовершеннолетних через вовлечение подростков в кружковую и проектную деятельность.

Также на конференции спикерами выступили кандидат педагогических наук, ассоциированный профессор кафедры педагогики, психологии и специального образования Педагогического института им. У. Султангазина  КРУ им. А.Байтурсынова Бибикуль Утегенова, кандидат философских наук, профессор, замдиректора по научной работе КФ ЧелГУ, председатель научно-экспертной группы Ассамблеи народа Казахстана Костанайской области Денис Качеев, психолог высшей категории, медиатор, председатель ОО «Ақ көгершін» Альбина Ерохина. Участники международной научно-практической конференции отметили важность проведения подобных встреч для обмена опытом, акцентирования возможных проблем и вопросов, возникающих при организации психологической поддержки участников образовательного процесса.

По итогам минувшего учебного года наиболее результативным психологам, педагогам школ, руководителям организаций дополнительного образования вручены почётные грамоты управления образования и РЦППиДО.
 

Светлана ОФИЦЕРОВА

Реклама

Литературе вообще нельзя научить, а в школе – особенно. Когда преподаёшь в школе, скажем, Толстого, главное, на мой взгляд, чтобы твой ученик не возненавидел великого классика и его героев, едва прикоснувшись к ним, не потерял их для себя на долгие годы. Для того чтобы действительно узнать Толстого, надо быть уже взрослым человеком. А пока надо постараться, чтобы от встречи с Толстым у молодого человека осталось по крайней мере радостное впечатление, ощущение чего-то светлого и во многом непонятного, к чему хотелось бы вновь и вновь возвращаться в дальнейшем… Самое страшное, что может сделать педагог – это заставлять из-под палки читать великого художника. Это профессиональное преступление.