К школе как социальному институту предъявляются сейчас большие требования в отношении форм и методов, реализация которых должна дать возможность подрастающему поколению получить качественные знания.
Основной целью современной системы обновлённого образования уже является не просто передача знаний и умений, а развитие способности подростка к самообразованию, к формированию умений быть конкурентоспособным не только в Казахстане, но и на мировом уровне. Ведь важно не просто приспосабливаться к существующим условиям, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя её к лучшему.
Современное казахстанское образование предусматривает технологизацию учебного процесса, внедрение различных инновационных технологий. Всё это своевременно и необходимо, но немыслимо без опоры на исторический опыт, на уже сделанные открытия в педагогике. Вспомните слова Экзюпери, когда маленький Принц спрашивает у Цветка: «А где же люди?» И Цветок отвечает: «Их носит ветром, у них нет корней…». А без преемственности поколений, без гуманистических идей народной педагогики, опирающейся на нравственные и духовные традиции народа, на особенности национальной педагогики и психологии, построить и развивать образовательную систему невозможно.
В условиях обновлённого содержания образования нельзя недооценивать педагогическое наследие выдающегося просветителя, педагога и общественного деятеля Ибрая Алтынсарина. Ведь он считается первым педагогом-теоретиком, а его идеи созвучны многим модернизационным процессам современной системы образования. Мне кажется, что если бы Ибрай Алтынсарин был нашим современником, то он был бы одним из реформаторов в этой области. Ведь когда вчитываешься в концепцию обновлённого образования республики Казахстан и в статьи великого просветителя, то невольно находишь точки соприкосновения и ответы на многие вопросы. Само просвещение, считал Алтынсарин, – это составная часть прогресса, двигатель для развития всей нации. Он расценивал знания и умения, полученные в школе, не как пустую теорию, а как навыки, которые можно применить в реальной жизни и принести пользу своему народу. А это важно не только в сложные переходные времена, но и в наше время перемен и новообразований.
Одной из задач современного образования является развитие мышления и сознательного отношения к профессиональному становлению и самореализации. Ведь если выпускник уже определился в выборе своей будущей профессии, знает о ней не понаслышке, понимает, то такая работа будет приносить ему не только материальный достаток, но и удовольствие, и в будущем выпускник может стать отличным специалистом и приносить пользу своей стране. Об этом же говорил и Ибрай Алтынсарин, призывая молодёжь работать на благо Родины, отдавая ей свои знания и умения. В хрестоматийных материалах Алтынсарина вопросы социально-профессионального обучения и трудового воспитания занимают одно из центральных мест. Он утверждал, что без серьезного осмысленного труда «жизнь не может быть счастливой». Поэтому педагог-просветитель ставил во главу угла именно так называемые реальные знания, добивался, чтобы знания учащиеся приобретали наглядно, с опытным изучением различных явлений. Основной упор он делал на изучение предметов естественно-научного цикла и на профильную подготовку обучающихся. Аналогичное явление мы наблюдаем и в современной казахстанской школе.
По мнению Ибрая Алтынсарина, главное в педагогике – умение учителя найти правильные приеёмы обучения. В своих работах он старался донести до учителей знания о том, как учить детей, чтобы они не занимались зазубриванием материала, а их труд имел смысл и систему. Этому же учит и современная педагогика, которая основной целью ставит формирование думающего ученика и рефлексирующего учителя.
Большое место в своих педагогических трактатах Алтынсарин уделял образу учителя. Ведь народная мудрость гласит: «Учитель творит нацию и общество». Он считал, что учителя должны любить и уважать своих учеников и быть любимы своими учениками и даже их родителями. И тогда можно будет достигнуть целей, стоящих перед воспитанием и образованием. Ученик, переступая порог школы, не должен чувствовать себя зажатым, скованным.
Он должен идти на урок, испытывая радость от встречи с новым. И, входя в кабинет, первое, что он должен видеть, это приветливую улыбку учителя, слышать добрые приветствия. Сейчас обновлённая система образования предусматривает не только сухое: «Здравствуйте, дети. Садитесь», но и уделяет время в начале урока на настрой учащихся к работе, включающий даже игровые моменты. Уроки, которые так начинаются, не только располагают ребят к восприятию нового материала, но и прививают расположение и доверие к учителю, проводнику этих знаний. То есть, современная система образования, как и педагогические принципы Ибрая Алтынсарина сочетает обучение и воспитание воедино и способствует формированию разносторонней гармоничной личности.
По мнению Алтынсарина школа должна служить примером новой культурной жизни, а учитель – примером для всех. Ведь именно от его подготовки к работе, от любви к своему делу зависит то, каким вырастет подросток, чем он будет заниматься, какими нравственными качествами он будет обладать. Если сам учитель не развивается, если у него отсутствует желание делиться своими знаниями, если он не старается найти новые подходы в обучении, то, по мнению педагога, никакие программы, учебники не сработают. Неустанная забота об учителе, создании для него условий труда, подготовка педагогических кадров стала для Ибрая Алтынсарина смыслом жизни, выбором благородной миссии служения педагогической деятельности. Сейчас созданы все условия, способствующие профессиональному росту учителя. Ведь в современной школе учителю важно располагать профессиональными качествами, отвечающими особенностям его деятельности. Успешный учитель – всегда исследователь. Для того, чтобы что-то дать, нужно это что-то иметь. Успешный педагог должен совершенствоваться и идти в ногу со временем, уделять внимание собственному развитию: самообразованию, совершенствованию приёмов и навыков. Учить может только тот, кто сам умеет учиться.
Великий педагог понимал, что главное богатство любой страны – это народ, её населяющий. Ведь только образованные, талантливые, успешные люди формируют базовый стратегический ресурс развития страны. Это движущая сила прогресса, источник новых жизненных благ. По твёрдому убеждению Алтынсарина, получается, что образование – это ценность и основа успеха, как отдельного человека, так и страны в целом.
Современное обновленное образование буквально ломает устаревшую методологическую базу, где отсутствует индивидуальный подход, социализация и профориентация. Эти же задачи решал и Ибрай Алтынсарин. Он утверждал, что к каждому ребёнку необходим именно индивидуальный подход, который позволит учителю раскрыть те качества, на которые нужно делать ставки. Ведь для того чтобы ученик начал учиться, его нужно заинтересовать, увлечь. А это можно сделать, опираясь на те качества подростка, которые у него более развиты. И тогда уже можно говорить о формировании его знаний и умений.
Образовательные задачи отечественной школы Ибрай Алтынсарин видел в том, чтобы, учитывая потребности народа, школа давала реальные знания. Только это, по мнению учителя, может обеспечить достойное место в жизни общества. Сегодня в преподавании и обучении активно используются подходы, основанные на конструктивистских теориях, позволяющие учащимся стать личностями с развитым критическим мышлением, самомотивированными, независимыми, увлечёнными.
По мнению Ибрая Алтынсарина, ученику нужно давать возможность для развития его успешности, вовлекать в различные сферы деятельности, давать безграничные возможности для самореализации. Это, в свою очередь, даёт возможность для социально-профессионального самоопределения школьников. И это полностью созвучно с требованиями, предъявляемыми к современной школе.
Одним из ключевых в настоящее время является принцип полиязычия. Перед учителем стоит задача – научить школьников самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию из различных источников. Вхождение Казахстана в мировое образовательное пространство позволяет пользоваться информацией со всего мира. А для этого подросток должен знать иностранные языки на хорошем уровне. Для решения таких задач педагогу необходимо обновлять знания не только учащихся, но и свои, а также усилить языковую и информационную подготовку детей. «Начальное руководство по обучению киргизов русскому языку», которое было написано Алтынсариным в то далёкое время, уже содержало принцип двуязычия. Педагог и просветитель, живший сто лет назад, понимал, какую роль играет знание языков для развития образованной, всесторонне развитой личности. И, как и сейчас, Алтынсарин не отделял изучение иностранных языков от знакомства с культурой, обычаями и традициями носителей изучаемых языков.
Ибрай Алтынсарин – талантливый сын казахского народа, гордость нации. Его педагогические труды актуальны и сегодня и занимают особое место в истории народного образования. А нам, учителям, всегда нужно помнить, что будущее общества зависит от системы образования, поскольку сегодняшние дети через время станут творить судьбы страны нового времени. Личность Ибрая Алтынсарина, вошедшая в летопись развития школьного образования Казахстана, является для нас, учителей нового времени, вдохновляющим образцом подражания и следования его прогрессивным гуманистическим идеалам.
Татьяна ЧЕСОВСКАЯ,
учитель русского языка и литературы ОШ №8, г. Костанай
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.