Каждый учитель начальных классов заинтересован в том, чтобы его дети владели хорошим навыком чтения. Одна из главных задач начального обучения – беглое, выразительное, осознанное чтение.
Эта задача является актуальной, так как чтение играет важную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение помогает ребёнку познать мир, познать самого себя. В прочитанных произведениях дети находят ответы на свои вопросы, дают оценку поведения главных героев.
Очень важно, чтобы ребёнок научился читать в период обучения грамоте. Научившись читать, ребёнок уверенно чувствует себя в школьном коллективе, верит в свои силы. Учителю следует систематически и целенаправленно работать над развитием и совершенствованием навыков чтения от класса к классу.
Я всегда ищу пути повышения качества обучения чтению. Успех зависит от методов и приёмов, использованных на уроках и во внеурочное время. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Например, жужжащее чтение: когда все ученики читают одновременно, вполголоса, каждый ученик читает со своей скоростью. На такое чтение я отвожу по пять минут урока. В начале каждого урока, неважно – русского языка или математики – мои ученики читают пять минут. У них всегда есть книга для чтения.
Чтение перед сном даёт хорошие результаты. Хорош и режим щадящего чтения (если ребёнок не любит читать): он читает 2-3 строчки, после этого получает кратковременный отдых. Приём многократного чтения: ученики читают текст одну минуту вполголоса, делают пометку, до какого слова они дочитали. Затем следует повторное чтение этого же отрывка, ученик снова отмечает, до какого слова дочитал, и сравнивает с первым результатом. Конечно же, второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребят, им хочется читать ещё раз. Более трёх раз не рекомендуется читать один и тот же отрывок.
Мои ученики любят ролевое чтение. Оно вызывает массу эмоций, чувств. Также на правильность чтения влияет поза, расстояние между глазами и текстом. При отработке техники чтения нельзя забывать об осознанности чтения. Осознанность чтения – это умение читателя ясно, глубоко понять содержание текста. Проверку осознанности чтения провожу в ходе беседы по прочитанному. Вопросы должны касаться трёх уровней восприятия: фактическое содержание; понимание причинно-следственных связей, мотивации поступков персонажей; собственная оценка действующих лиц, их поступков.
В начальных классах очень важна помощь родителей, особенно при обучении чтению. На каждом родительском собрании говорю родителям о том, что чтение должно войти в ежедневную привычку ребёнка, на первых этапах необходимо создавать ситуацию интереса к чтению. При чтении с ребёнком необходимо быть сдержанным, доброжелательным, снисходительным, терпеливым. Показывать личным примером, что необходимо читать. Посещать с ребёнком библиотеку. Когда дети читают с интересом, то тогда приходит и беглость, и осмысленность чтения, что влечёт за собой и успехи в учёбе.
Ученики моего класса являются активными читателями нашей школьной библиотеки. Неоднократно занимали призовые места в различных мероприятиях в рамках программы «Читающая школа – читающая нация».
Любовь САРБАСОВА,
учитель начальных классов Карасуской ОШ
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.