Каждый учитель начальных классов заинтересован в том, чтобы его дети владели хорошим навыком чтения. Одна из главных задач начального обучения – беглое, выразительное, осознанное чтение.

Эта задача является актуальной, так как чтение играет важную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение помогает ребёнку познать мир, познать самого себя. В прочитанных произведениях дети находят ответы на свои вопросы, дают оценку поведения главных героев.
Очень важно, чтобы ребёнок научился читать в период обучения грамоте. Научившись читать, ребёнок уверенно чувствует себя в школьном коллективе, верит в свои силы. Учителю следует систематически и целенаправленно работать над развитием и совершенствованием навыков чтения от класса к классу.
Я всегда ищу пути повышения качества обучения чтению. Успех зависит от методов и приёмов, использованных на уроках и во внеурочное время. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Например, жужжащее чтение: когда все ученики читают одновременно, вполголоса, каждый ученик читает со своей скоростью. На такое чтение я отвожу по пять минут урока. В начале каждого урока, неважно – русского языка или математики – мои ученики читают пять минут. У них всегда есть книга для чтения.
Чтение перед сном даёт хорошие результаты. Хорош и режим щадящего чтения (если ребёнок не любит читать): он читает 2-3 строчки, после этого получает кратковременный отдых. Приём многократного чтения: ученики читают текст одну минуту вполголоса, делают пометку, до какого слова они дочитали. Затем следует повторное чтение этого же отрывка, ученик снова отмечает, до какого слова дочитал, и сравнивает с первым результатом. Конечно же, второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребят, им хочется читать ещё раз. Более трёх раз не рекомендуется читать один и тот же отрывок.

Мои ученики любят ролевое чтение. Оно вызывает массу эмоций, чувств. Также на правильность чтения влияет поза, расстояние между глазами и текстом. При отработке техники чтения нельзя забывать об осознанности чтения. Осознанность чтения – это умение читателя ясно, глубоко понять содержание текста. Проверку осознанности чтения провожу в ходе беседы по прочитанному. Вопросы должны касаться трёх уровней восприятия: фактическое содержание; понимание причинно-следственных связей, мотивации поступков персонажей; собственная оценка действующих лиц, их поступков.
В начальных классах очень важна помощь родителей, особенно при обучении чтению. На каждом родительском собрании говорю родителям о том, что чтение должно войти в ежедневную привычку ребёнка, на первых этапах необходимо создавать ситуацию интереса к чтению. При чтении с ребёнком необходимо быть сдержанным, доброжелательным, снисходительным, терпеливым. Показывать личным примером, что необходимо читать. Посещать с ребёнком библиотеку. Когда дети читают с интересом, то тогда приходит и беглость, и осмысленность чтения, что влечёт за собой и успехи в учёбе.
Ученики моего класса являются активными читателями нашей школьной библиотеки. Неоднократно занимали призовые места в различных мероприятиях в рамках программы «Читающая школа – читающая нация».
Любовь САРБАСОВА,
учитель начальных классов Карасуской ОШ
Сберечь природу в наших силах
Сила единства и результатов: итоги работы профсоюзных организаций Карасуского района
Маленькие исследователи
Праздник профессионализма: выбраны лучшие педагоги-психологи области
Обмен опытом и расширение возможностей
Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».