Читаем больше и лучше

Выпуск - №43(490)   :   03.11.2021
362

Одной из важнейших задач системы образования в целом и в частности нашей школы является повышение уровня читательской культуры всех участников образовательного процесса, роста их читательской активности и создание условий для популяризации чтения.

Проблема читательской активности и читательской грамотности – проблема не одного дня. Надо признать, что наши дети не только мало читают, но и плохо понимают и воспринимают прочитанный текст. Тогузакская общеобразовательная школа в этом не исключение. Анализ данной проблемы показал, что у 63% учащихся отсутствуют навыки анализа текста, у 34% наблюдается проблема с формированием выводов при чтении. Год назад министр образования и науки Асхат Аймагамбетов дал старт республиканскому проекту «Читающая школа – читающая нация». И на уровне нашей школы командой развития разработан план мероприятий по реализации данного проекта.


Работа строится в нескольких направлениях: деятельность школьной библиотеки по повышению читательской культуры педагогов, повышение читательской культуры учащихся, продвижение семейного чтения. Первый этап ознаменовался, как погружение в проблему. Через проведение таких мероприятий как челлендж «Читать модно», библиомарафон «Читаешь сам – советуй другу», через массовые мероприятия приходит осознание необходимости повышения уровня читательской культуры. 

В рамках деятельности школьной библиотеки одним из эффективных приёмов формирования культуры чтения у детей являются библиотечные уроки. Формы проведения библиотечного урока разнообразны. Чаще всего используется классическая форма с кратким повтором пройденного, изложением нового материала и его закреплением. От системности данного вида работы зависит успех деятельности. 

Одной из наиболее действенных форм наглядной пропаганды книги является книжная выставка, буккроссинг. Читатель видит на выставке книги и статьи периодической печати, объединённые одной темой, представленные в определённой последовательности. Это помогает систематизировать чтение у ребят разных возрастов. В рамках книжных выставок используется приём айстоппера, главной функцией которого является привлечение аудитории к конкретному стенду. Как правило, для этого на выставках используются ростовые фигуры, которые одновременно служат указателями. Кроме того на стенде размещается необычный объект, не позволяющий пройти мимо. 

В условиях пандемии стали актуальны передвижные выставки в рамках одного учебного класса. Дистанционный формат обучения внёс свои коррективы в работу школьной библиотеки. Одной из проблем сельской школы является отсутствие той или иной литературы, поэтому поэтапно начата работа по цифровизации. Библиотекарем школы С.Боргер, человеком неравнодушным к продвижению чтения, сделаны онлайн-подборки ссылок на художественную, научную и современную литературу. Через QR-код дети могут прочитать книги, которых нет в библиотечном фонде, собранные в онлайн-сборник.

Чтобы читатели посещали библиотеку и были активными участниками необходимо постоянно с ними работать, находить и использовать новые методы и технологии проведения увлекательных мероприятий, что способствует художественному воспитанию читателей, пробуждению у них интереса к искусству, эстетическому воспитанию, формированию литературного вкуса школьников. Такие мероприятия как «Интеллектуальный поединок», выставка-опрос « Угадай-ка книгу», виртуальный домашний кинотеатр, интеллектуальная площадка «Букдейдинг» позволили максимально заинтересовать детей, привлечь родителей и педагогов к этой деятельности.

Показателем любой деятельности является её результативность. Ученики при активной поддержке родителей принимают участие в конкурсах на различных уровнях. Являются победителями областного конкурса «Лучший буктрейлер-2021», призёрами международного конкурса «Люблю читать».

Инновационные формы работы, запущенные при участии членов педагогического отряда (библиографическое биеннале, библиомикс, бук-слэм, библиоквест, литературная печа-куча, пост-релиз, фотосессия с книгой, библиотечный консалтинг, библиотечный квилт), позволили создать атмосферу творчества и активного взаимодействия. Для обеспечения информационной открытости реализации проекта все материалы регулярно транслируются в сети, подводятся итоги каждого этапа, каждого мероприятия. И это только начало. Впереди много задумок, планов и идей.

Формирование читательского интереса у школьников зависит от совместной работы библиотекаря, учителя и родителей. Наша задача – вызвать интерес у ребёнка, увлечь его книгой, заставить сопереживать, сочувствовать, тем самым развиваться и активно социализироваться в обществе.

Татьяна ЛЕВАНОВА, 
директор Тогузакской ОШ, Карабалыкский район

Реклама

Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».