Одной из важнейших задач системы образования в целом и в частности нашей школы является повышение уровня читательской культуры всех участников образовательного процесса, роста их читательской активности и создание условий для популяризации чтения.
Проблема читательской активности и читательской грамотности – проблема не одного дня. Надо признать, что наши дети не только мало читают, но и плохо понимают и воспринимают прочитанный текст. Тогузакская общеобразовательная школа в этом не исключение. Анализ данной проблемы показал, что у 63% учащихся отсутствуют навыки анализа текста, у 34% наблюдается проблема с формированием выводов при чтении. Год назад министр образования и науки Асхат Аймагамбетов дал старт республиканскому проекту «Читающая школа – читающая нация». И на уровне нашей школы командой развития разработан план мероприятий по реализации данного проекта.
Работа строится в нескольких направлениях: деятельность школьной библиотеки по повышению читательской культуры педагогов, повышение читательской культуры учащихся, продвижение семейного чтения. Первый этап ознаменовался, как погружение в проблему. Через проведение таких мероприятий как челлендж «Читать модно», библиомарафон «Читаешь сам – советуй другу», через массовые мероприятия приходит осознание необходимости повышения уровня читательской культуры.
В рамках деятельности школьной библиотеки одним из эффективных приёмов формирования культуры чтения у детей являются библиотечные уроки. Формы проведения библиотечного урока разнообразны. Чаще всего используется классическая форма с кратким повтором пройденного, изложением нового материала и его закреплением. От системности данного вида работы зависит успех деятельности.
Одной из наиболее действенных форм наглядной пропаганды книги является книжная выставка, буккроссинг. Читатель видит на выставке книги и статьи периодической печати, объединённые одной темой, представленные в определённой последовательности. Это помогает систематизировать чтение у ребят разных возрастов. В рамках книжных выставок используется приём айстоппера, главной функцией которого является привлечение аудитории к конкретному стенду. Как правило, для этого на выставках используются ростовые фигуры, которые одновременно служат указателями. Кроме того на стенде размещается необычный объект, не позволяющий пройти мимо.
В условиях пандемии стали актуальны передвижные выставки в рамках одного учебного класса. Дистанционный формат обучения внёс свои коррективы в работу школьной библиотеки. Одной из проблем сельской школы является отсутствие той или иной литературы, поэтому поэтапно начата работа по цифровизации. Библиотекарем школы С.Боргер, человеком неравнодушным к продвижению чтения, сделаны онлайн-подборки ссылок на художественную, научную и современную литературу. Через QR-код дети могут прочитать книги, которых нет в библиотечном фонде, собранные в онлайн-сборник.
Чтобы читатели посещали библиотеку и были активными участниками необходимо постоянно с ними работать, находить и использовать новые методы и технологии проведения увлекательных мероприятий, что способствует художественному воспитанию читателей, пробуждению у них интереса к искусству, эстетическому воспитанию, формированию литературного вкуса школьников. Такие мероприятия как «Интеллектуальный поединок», выставка-опрос « Угадай-ка книгу», виртуальный домашний кинотеатр, интеллектуальная площадка «Букдейдинг» позволили максимально заинтересовать детей, привлечь родителей и педагогов к этой деятельности.
Показателем любой деятельности является её результативность. Ученики при активной поддержке родителей принимают участие в конкурсах на различных уровнях. Являются победителями областного конкурса «Лучший буктрейлер-2021», призёрами международного конкурса «Люблю читать».
Инновационные формы работы, запущенные при участии членов педагогического отряда (библиографическое биеннале, библиомикс, бук-слэм, библиоквест, литературная печа-куча, пост-релиз, фотосессия с книгой, библиотечный консалтинг, библиотечный квилт), позволили создать атмосферу творчества и активного взаимодействия. Для обеспечения информационной открытости реализации проекта все материалы регулярно транслируются в сети, подводятся итоги каждого этапа, каждого мероприятия. И это только начало. Впереди много задумок, планов и идей.
Формирование читательского интереса у школьников зависит от совместной работы библиотекаря, учителя и родителей. Наша задача – вызвать интерес у ребёнка, увлечь его книгой, заставить сопереживать, сочувствовать, тем самым развиваться и активно социализироваться в обществе.
Татьяна ЛЕВАНОВА,
директор Тогузакской ОШ, Карабалыкский район
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.