Цвет костанайской педагогики

Выпуск - №9(557)   :   06.03.2023
666

Так без ложной скромности можно охарактеризовать коллектив Костанайского филиала АО «НЦПК «Өрлеу». Ведь именно здесь учителя, преподаватели области обретают возможности профессионального роста. А чтобы снабдить коллег необходимым багажом педагогических знаний и умений, специалисты филиала «Өрлеу» должны владеть ими на все сто.

Система повышения квалификации учителей Костанайской области имеет богатую историю: в сентябре 1937 г. при областном отделе народного образования был создан методический кабинет, который 21 июня 1948 г. на основании приказа ОблОНО был реорганизован в институт усовершенствования учителей. Так 75 лет назад в регионе началась системная работа «по повышению квалификации учителей и других работников народного образования, оказание им методической помощи, изучение, обобщение и распространение передового опыта» (так записано в приказе). По сути, эти функции по-прежнему, но в новом формате и выполняет нынешнее АО «НЦПК «Өрлеу», 10-летие образования которого отметили в прошлом году. Конечно, новые требования к образованию диктуют и новые способы работы организации.

- Преподаватель «Өрлеу» должен, прежде всего, уметь качественно и эффективно организовывать обучение педагогов. Для этого ему необходимо не только иметь хорошие предметные знания, но и знания в области психологии, андрагогики, потому что принципы обучения взрослых существенно отличаются от принципов работы с детьми, – поясняет директор Костанайского филиала НЦПК «Өрлеу» Марионелла Слесарь. – Однако, это не единственное требование, которое предъявляется к преподавателю курсов повышения квалификации. Помимо организаторских умений, он должен обладать хорошо развитым эмоциональным интеллектом и широким спектром цифровых навыков, потому что сегодня провести занятие без использования информационных технологий практически невозможно. Кроме того, это должен быть человек, обладающий исключительным педагогическим тактом, неукоснительно соблюдающий этические нормы. 

В связи с наличием таких весомых требований к преподавателю, в «Өрлеу» была разработана специальная система приёма и отбора претендентов, которая предусматривает соблюдение определенных квалификационных требований, участие в конкурсе, проведение демо-уроков и даже трёхмесячный испытательный срок, стажировку. Но, несмотря на все сложности, главным требованием к будущему преподавателю «Өрлеу» всё же остается владение стратегиями, технологиями интерактивного проведения занятий, которые мы сейчас активно практикуем.

Нынешний коллектив Костанайского филиала «Өрлеу» составляет всего 37 человек. До оптимизации, которая за 10 лет работы проводилась два раза, было более ста сотрудников. А значит, от тех, кто работает сегодня, требуется в разы больше знаний, мастерства и ответственности.

- Следует заметить, что те специалисты, которые покинули наш коллектив, в большинстве своём заняли более высокие должности: кто-то перешел на работу в методический кабинет управления образования, кто-то стал директором школы, – говорит Марионелла Васильевна. – А в целом коллектив у нас стабильный, сплочённый. Работа сложная, связанная с постоянным обучением, развитием, освоением новых методов и технологий. Каждый год нами разрабатываются новые программы, обновляется тематика курсов. В таком насыщенном ритме могут работать только большие профессионалы, преданные своему делу. 

Какие они, преподаватели современного института повышения квалификации учителей? По мнению руководителя, их отличают мобильность, высокий уровень мастерства, стойкость, стремление к саморазвитию, совершенствованию педагогической практики. Это люди, известные в педагогической среде, пользующиеся большим уважением и доверием.

- Я, конечно, не могу здесь перечислить всех своих сотрудников, но поверьте, каждый из них заслуживает отдельного внимания и самых добрых слов. Отмечу лишь тех, кто работает давно и с большой отдачей, показывая стабильно высокий результат. Первой назову имя авторитетного преподавателя английского языка Ирины Павловны Заминовой. Она не только давно и успешно повышает квалификацию учителей английского языка области, но и много лет занимается подготовкой к изданию трёх журналов, выпускаемых нашим филиалом. Заведующая кафедрой Галия Сапарбековна Жусупова является отличным специалистом в области преподавания казахского языка. Она тесно сотрудничает с Центром по развитию языков, её всегда приглашают на научные конференции. Люсине Сейрановна Моргунова не так давно занимает должность начальника отдела учебной и мониторинговой работы, но на её плечах держится большой фронт организаторской работы. Специалист с огромным опытом Вера Борисовна Рубцова отвечает за работу кадровой службы. Гульбану Жалеловна Султангазина – мой заместитель, правая рука, вся организация учебной работы лежит на ней, и она добросовестно с этим справляется. Обладая большим авторитетом, она входит в состав экспертных комиссий по аттестации педагогов. Долгие годы со мной рядом работает наш главный бухгалтер Салтанат Нуртасовна Жантасова. Мы начинали с ней работать ещё в управлении культуры, а когда главный бухгалтер филиала ушла на пенсию, я пригласила Салтанат Нуртасовну в «Өрлеу», зная, что с таким грамотным специалистом можно быть абсолютно спокойной за правильность бухгалтерского учёта. 

Когда учителя, прошедшие курсы повышения квалификации, пишут свои отзывы в газету, то довольно часто они отмечают работу преподавателей такими характеристиками, как «внимательный, терпеливый, доступный, демократичный». Марионелла Васильевна подчёркивает, что эти качества особенно важны сегодня.

- Современный преподаватель курсов повышения квалификации не должен занимать главенствующую позицию среди слушателей. Он должен органично влиться в коллектив учителей – слушателей курсов, суметь создать продуктивную коллаборативную среду, при необходимости помогать, поддерживать, направлять, в общем, своим примером показать то, что должны будут делать учителя, вернувшись в школу. На наших занятиях мы создаём прообраз современного урока, с учителем, который умеет слушать и слышать, умело создает ситуацию успеха. Здесь мы все – равноправные коллеги, мы учителей не учим непосредственно, а направляем, стимулируем к получению новых знаний, помогаем их освоить. 

При всей загруженности находится время и для организации праздников, спортивных и культурных мероприятий. «Праздник – это святое», – считает Марионелла Слесарь. Она старается, чтобы её сотрудники получали необходимый заряд позитива, хорошего настроения, добрых впечатлений, которые помогут им не «выгореть» на работе. Вот и в преддверии 8 Марта мужская часть коллектива готовит поздравление для прекрасных дам.  

- Конечно, мы с моим заместителем окажем необходимую помощь.  Очень сложно подготовить праздник для всего коллектива, поэтому я всегда подключаюсь к разработке сценария, придумываю какие-то изюминки, – признаётся Марионелла Васильевна. – Коллективу нужна разрядка, нужно неформальное, дружеское общение, тем более в такой прекрасный праздник, как 8 Марта.   

Светлана ОФИЦЕРОВА,
фото автора

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.