Методист... Что стоит за этим словом? Легко ли быть методистом? Если уж взял на себя такую миссию, то прежде всего самому надо соответствовать этому званию. Считаю: методист – это не тот, кто учит, а тот, кто учится сам.
В чём заключается его главное предназначение? В том, что надо быть умелым композитором, таким, который сам нот не пишет, а вдохновляет на сочинение музыки. Он дирижёр самодеятельности учителей, но никто не видит взмахов его палочки.
Методист – это профессионал, способный просчитать варианты педагогического действия, прогнозировать возможные его результаты, владеющий приёмами анализа и самоконтроля, умеющий педагогически осмыслить новые условия образования, оценить новые тенденции с позиций педагогической целесообразности. Но важно понимать, что методист – это не инспектор. Методист – это помощник, эксперт, тьютор!
Самое удивительное, счастливое в жизни состоит в открытии. В открытии звезды, тайны, таланта. Как же сложно порой бывает заметить тот едва видимый росточек-талант, который даёт потом могучий побег. А если уж заметил его, то следишь двойным, тройным зрением. Каждый успех сопровождаемого таланта воспринимаешь, как собственную победу. В этом помогает областной проект «РИТМ: развитие инновационно творческого методиста/менеджера».
Видение других начинается с видения себя, с составления Я-концепции. Это осознание своей миссии, своих профессиональных целей и качеств. Путь развития – это и путь индивидуализации, путь к себе: последовательность значимых встреч с педагогами, соприкосновений с различными видами деятельности имеет вполне определённый результат.
Проработав около 30 лет в методических службах разного уровня, сформировала свои принципы, которыми руководствуюсь в работе: принцип эстафеты – лидер растит лидера; принцип событийности – всякое дело должно быть выведено из рутины, обрести характер радостного приятия; принцип опережающего стимулирования – всякое дело следует начинать с психологически точной и выверенной поддержки исполнителей; принцип преемственности – сначала покажи свою компетентность, только потом требуй с других. Считаю необсуждаемым постулатом чёткое определение целей, ведь только при этом условии можно строить стратегию и тактику деятельности.
Помню свою первую победу в республиканском конкурсе методистов «Эффективный лидер в образовании». Это стало импульсом к пониманию: «С развитием нельзя расставаться!». Неслучайно тема непрерывного образования, преемственности стала ключевой в магистерской работе.
Как и у каждого человека долго была профессиональная мечта – должна быть школа будущего педагога! Осуществила её в областном проекте «Педагог в непрерывном образовании». Когда видишь горящие глаза ребят, понимаешь, что они серьёзно готовятся к педагогической профессии. И часто возникает мысль: может, кто-то из них будет методистом?
Особое чувство радости и полезности вызывают написанные методические рекомендации, авторские программы. Причём тематический диапазон различен: «Диагностический инструментарий управленца», «Организация профильного обучения в школе», «Организация исследовательской деятельности в системе непрерывного образования педагогов», авторская программа элективного курса «Будущий учитель» и др. Публикации статей, работа в республиканских рабочих группах – это тоже полёт мысли с осмыслением своей деятельности.
Часто задумываюсь над таким понятием, как «статус методиста». Сегодня это очень актуально. Конечно, важно, чтобы в Профессиональные стандарты для педагогов организаций образования были включены и методисты. Именно методист как наставник, тьютор помогает создать комфорт в профессиональном развитии, помочь педагогам раскрыть свой потенциал. А ведь очень важно, когда находишь в методисте консультанта, советчика. А методист – в педагоге. Это взаимодействие, как правило, даёт профессиональные результаты. Потому что идёт взаимообогащение.
Методическая работа – сложная система, и упрощённо судить о тех процессах, которые в ней проходят, недопустимо. Упрощёнство никогда не являлось инструментом совершенствования.
Работая с методистами в Костанайской области, могу сказать, что это неравнодушные педагоги. Постоянное развитие не даёт покоя душе и остановки делу. Своей работой это подтверждают мои коллеги в областном методическом центре и районных, городских методических кабинетах. Часто своё общение с методистами, педагогами начинаю с вопроса: «А любите ли вы методическую работу так, как люблю её я?» И это не дежурная фраза.
Методист... Что стоит за этим? Ответственность, неуспокоенность, вдохновение, творчество и поиск.
Татьяна НАБАТНИКОВА,
замдиректора Методического центра управления образования акимата Костанайской области
Сберечь природу в наших силах
Сила единства и результатов: итоги работы профсоюзных организаций Карасуского района
Маленькие исследователи
Праздник профессионализма: выбраны лучшие педагоги-психологи области
Обмен опытом и расширение возможностей
Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».