Делая выводы, из многолетней практики работы с детьми могу утверждать, что введение новых форм и заданий даёт возможность сделать урок не только интересным, но и создаёт условия для музыкально-творческого раскрытия природного дара каждого ребёнка.
К таким формам можно отнести: интегрированный урок или задания, включающие музыкально-изобразительную деятельность, основы музыкальной и поэтической композиции, озвучивание мультимедийных материалов, театрализованные постановки, мини-концерты. Интегрированные задания могут служить основой для различных проектов. Например, выставка творческих работ «Я рисую музыку», «Звуки и краски окружающего мира», «Звук и цвет». Проект «Волшебное царство звуков и слова», «Проба пера» – основа поэтической композиции. Проект «Учусь вместе с мамой» – проведение тематических концертов, музыкальных гостиных, которые можно подготовить совместно с родителями.
Хорошо проявилась на практике форма обучения и воспитания ребёнка, направленная на взаимодействие и сотрудничество с семьями учащихся. Проведение совместных мероприятий: тематические концерты, музыкальные гостиные, подготовка к выставкам творческих работ, участие в проектной деятельности создаёт атмосферу доверия и уважения друг другу. Именно родительская поддержка становится связующим звеном между учащимися и преподавателем, именно совместными усилиями можно развить такие качества ребёнка, как пунктуальность, воспитанность, трудолюбие.
«Если не заложить с самого начала фундамент, то бесполезно пытаться строить прочное здание, даже если оно красиво снаружи, оно всё равно развалится на куски от сильного ветра и землетрясения. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих способностей ребёнка будет невосполнимо», – считают педагоги. В процессе урока я предлагаю всем родителям стать участниками игровых моментов, что даёт возможность поменять атмосферу урока, активизировать творческие возможности ребёнка. Очень часто родители оказывают мне неоценимую помощь в подборе информации к проектной деятельности, подготовке презентаций, выборе сценических костюмов для концертной деятельности. Их заслуги не остаются без внимания со стороны администрации школы, а самые активные награждаются грамотами на ежегодных отчётных концертах.
Практика показала, что вместе с родителями ребёнку легче учиться и адаптироваться в коллективе, находить контакт с учителем, ведь в трудную минуту они всегда видят глаза родителей полные надежды и любви. Совместными усилиями легче добиться результативности и работоспособности ребёнка, потому что, главная цель этой деятельности – эстетически грамотный и духовно нравственный человек.
Венера ЖАКАНИНА,
учитель музыки и педагог дополнительного образования
ОШ имени Абая, г. Рудный
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.