«Интеграция теории и практики педагогического и литературного наследия Ахмета Байтурсынова в XXI веке»: круглый стол с таким названием, посвященный 150-летию со дня рождения казахского просветителя, учёного-лингвиста, литературоведа, тюрколога, поэта и переводчика, педагога, общественного деятеля и политического публициста, прошёл в костанайском филиале «Өрлеу».
Личность Ахмета Байтурсынова – лидера казахской интеллигенции, патриота казахской земли была поистине многогранной, а его вклад в сокровищницу науки и культуры Казахстана безграничен. Разные грани личности этого выдающегося человека оживлённо обсуждали участники круглого стола и приглашённые спикеры.
Духовный лидер национального движения «Алаш», основоположник казахского языкознания и литературоведения, лингвист, переводчик, поэт, редактор и издатель первой национальной газеты, безусловно, занимает достойное место в мировой истории. О величии масштаба личности Ахмета Байтурсынова красноречиво говорит тот факт, что 150-летие духовного лидера казахского народа вошло в календарь памятных дат организации ООН, а юбилей Ахмета Байтурсынова отметили в штаб-квартире ЮНЕСКО. На круглом столе об этом событии рассказала директор Жангельдинского комплекса музеев Торгая Гулбану Сарсекеева. Она, будучи глубоким исследователем и хранителем бесценных сведений о жизни и творчестве великого земляка, принимала непосредственное участие в праздничных мероприятиях, представляя родину Ахмета Байтурсынова на мировом уровне.
Важная часть жизни и активной политической деятельности Ахмета Байтурсынова связана с Оренбургом. Оренбуржцы бережно хранят всё, что связано с его именем, в чём, благодаря выступлению неутомимого исследователя, автора монографии об этом замечательном человеке, кандидата исторических наук, члена Союза краеведов России Татьяны Тугай, смогли убедиться участники круглого стола. Татьяна Ивановна вышла на связь из уральской столицы степного края и провела экскурсию по историческим местам Оренбурга, с которыми связано имя Байтурсынова и его единомышленников из партии «Алаш».
Ахмет Байтурсынов принимал активное участие в политической жизни общества, оставив заметный след в истории Казахстана. Понять истинный исторический масштаб личности помог кандидат исторических наук, ассоциированный профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин КРУ им. А.Байтурсынова Серикжан Исмаилов.
Борясь за права родного народа, Байтурсынов успевал заниматься научной работой в контексте литературоведения. Выступление на круглом столе известного учёного, писателя, преподавателя турецкого языка и литературы, переводчика Ашура Оздемира (Турция) подчеркнуло значимость произведений Ахмета Байтурсынова для всего тюркоязычного мира и вызвало живой интерес слушателей.
В Казахстане Байтурсынова называют ұлт ұстазы (учитель нации). Он стремился к просвещению народа, считая, что только человек, вооружённый духовным наследием, способен с уважением и пониманием относиться и к другим народам, к их истории и культуре. Эту грань его личности, проведя параллель с современностью, осветила заместитель руководителя отдела образования г. Костаная Биби Карыбаева.
Просветительские взгляды Ахмета Байтурсынова актуальны и в современном мире. Наследие выдающегося учёного изучается и бережно хранится молодым поколением. Его именем называют организации образования разных уровней от школ до вузов. Участники круглого стола благодаря прямому включению директора школы-гимназии имени Ахмета Байтурсынулы г. Караганды Жанагул Тусжановой смогли узнать, как чтит память нашего земляка одна из школ Карагандинской области. В завершение круглого стола заместитель директора по воспитательной работе, учитель казахского языка и литературы ОШ №27 г. Костаная Гульжан Есмагамбетова поделилась своим опытом интеграции бесценного наследия Ахмета Байтурсынова в образовательный процесс.
Работа круглого стола получилась интересной, насыщенной. В ходе встречи были освещены наиболее яркие грани личности Ахмета Байтурсынова, и педагоги сошлись во мнении о необходимости воплощать идеи выдающегося просветителя в жизнь.
Татьяна БИЗИКОВА,
методист филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПР по Костанайской области»
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.