Испытание на пути к будущему: как преодолеть стресс и успешно сдать ЕНТ

Выпуск - №20(617)   :   24.05.2024
675

Whats-App-Image-2024-05-13-at-21-19-34

Подходит к финалу непростой 2023-2024 учебный год. Сейчас школьники с нетерпением ждут летних каникул, а у выпускников наступает ответственная серьезная пора – сдача Единого национального тестирования. Каждый относится к этому вопросу по-своему, но всё же волнений, тревог, стрессовых состояний перед первым ответственным шагом взрослой жизни не избежать.

В основном поведение выпускника на экзамене зависит от его уровня подготовки, уверенности в себе и способности контролировать свои эмоции. Но иногда даже хорошо подготовленные учащиеся могут столкнуться с чувством тревоги, забывчивостью и учащающимся сердцебиением во время экзамена. Чтобы избежать подобных ситуаций, важно научиться управлять стрессом и сохранять концентрацию. В преддверии важного для тысяч казахстанских выпускников момента хочется поделиться с читателями эффективными приёмами мобилизации и контроля над эмоциями, которые помогут выпускникам успешно справиться с испытанием.
Завершение учебного года – период, насыщенный эмоциями для выпускников. Они осознают тяжесть ответственности, лежащей на их плечах, ведь это время первых серьёзных испытаний, отмеченных стрессом и волнением. Даже при тщательной подготовке ребёнок испытывает внутреннее напряжение, переживает периодические изменения настроения, режима дня и поведения. Однако важно помнить, что поддержка со стороны взрослых – родителей и педагогов – играет решающую роль в этом процессе. Ребёнок стремится к успеху и верит в свои силы, ведь он чувствует поддержку своих близких и наставников. В то же время родители и учителя должны помнить, что выпускник, несмотря на свои достижения, остаётся ребёнком, желающим стать гордостью своих близких. Страх перед возможной неудачей – естественное состояние для большинства выпускников, но важно понимать, что эти эмоции являются частью процесса адаптации к новым вызовам.
В процессе подготовки к ЕНТ старшеклассники могут столкнуться с различными негативными эмоциями, такими как тревога, нервное напряжение и хроническая усталость. В отличие от традиционных экзаменов, к которым привыкли их родители, на ЕНТ не предоставляется перечень конкретных тем и вопросов, что может вызывать излишнее беспокойство у выпускников. Некоторым выпускникам мешает ощущение огромного объёма материала, страх нехватки времени и неспособность эффективно планировать своё время и учебную нагрузку. Родители часто допускают ошибку, считая, что чем больше предметов изучает их ребёнок, тем выше его шансы на поступление в престижный вуз. Однако излишняя нагрузка на ученика и размытость его усилий обычно приводят к снижению результатов на ЕНТ.
Сама процедура экзамена может вызывать психологические трудности у старшеклассников. Некоторые подростки с более слабой нервной системой не в состоянии поддерживать необходимый уровень работоспособности на протяжении всего экзамена, а тревожные студенты сталкиваются с усиленным напряжением в условиях ограниченного времени. В зависимости от предпочтений в восприятии информации через разные сенсорные каналы подростки могут реагировать по-разному на визуальные и аудиальные задания, что усложняет процесс выполнения заданий.
Помощь школьникам в подготовке и сдаче ЕНТ не ограничивается только выполнением совместных тестов и заданий. Она также может быть оказана на психологическом уровне, что имеет большое значение. Однако возникает вопрос: «Как именно помочь и какие методы будут наиболее эффективными?». Простой ответ заключается в использовании научной литературы по психологии, антистрессовых упражнений и интересных методик тестирования, направленных на улучшение эмоционального состояния.
Ключевым фактором успеха в сдаче ЕНТ является разработка рациональной и индивидуальной стратегии подготовки старшеклассника, а также выбор эффективных методов, способствующих достижению высоких результатов на экзаменах. Для этого необходимо осознать собственные сильные и слабые стороны, оценить опыт принятия решений, понять свой стиль учебной деятельности и максимально использовать свои ресурсы, такие как долговременная смысловая память и способы мышления. Это позволит старшекласснику набраться уверенности в своих силах и настроиться на высокие результаты. Существует множество психологических методик, которые могут помочь всем участникам образовательного процесса поддержать выпускника не только в управлении эмоциональным напряжением, но и в достижении максимальных результатов.
Важно уметь эффективно взаимодействовать с подростком в этот период. Даже если школьник кажется спокойным, поддержка и помощь всегда ценятся. В непринуждённой форме можно предложить различные методики расслабления и психологической профилактики стрессовых состояний. Очень полезными в этой ситуации могут быть тестовые материалы, направленные на развитие внимания, памяти, мышления и волевой саморегуляции выпускников.
Педагогам рекомендуется ознакомиться с различными тестами и методиками, например, тест-опросник А.В. Зверьковой и Е.В. Эйдмана для определения уровня развития волевой саморегуляции. Подготовка к ЕНТ предполагает использование различных форм психологической работы с выпускниками, включая групповые занятия-тренинги, игры-детализации, индивидуальные консультации и формулирование рекомендаций.
Групповые занятия могут включать в себя ознакомление с процедурой и спецификой ЕНТ с точки зрения психологической подготовки, а также освоение простых методов релаксации для снятия эмоционального напряжения во время экзамена. Эффективными также могут быть методы дыхательной гимнастики, визуализации и расслабления, которые можно найти и изучить в интернете, выбрав наиболее подходящие и комфортные для работы как для педагогов и родителей, так и для самих выпускников.
Ещё один важный момент – поддержка семьи в подготовке к экзаменам. Её нельзя недооценивать. Это не просто вопрос оказания моральной поддержки или дополнительной помощи в изучении материала, это создание атмосферы доверия, поддержки и комфорта, которая способствует эффективной учёбе и психологической стабильности в период стресса. Именно семья играет ключевую роль в формировании психологического климата, в котором подросток готовится к экзаменам. В семейной среде ребёнок находит опору, понимание и поощрение, что способствует его уверенности и мотивации. Поддержка семьи помогает ученику преодолеть тревожные переживания, которые часто сопровождают период подготовки и сдачи экзаменов. Важно также отметить, что семья может активно участвовать в учебном процессе, предлагая дополнительную помощь в изучении материала, создавая условия для концентрации и учёбы, а также обеспечивая психологическую поддержку в случае неудач или стрессовых ситуаций. Кроме того, она может включать в себя организацию здорового образа жизни, включая правильное питание, регулярные физические упражнения и достаточный отдых, что способствует повышению учебной продуктивности и эмоциональной устойчивости. Таким образом поддержка семьи является неотъемлемой частью успешной подготовки к экзаменам. Она создаёт основу для уверенности, мотивации и психологической устойчивости ученика, что в свою очередь способствует достижению высоких результатов и формированию успешной учебной карьеры.
В заключение хотелось бы обратиться к родителям ещё раз. Конечно, успешная сдача ЕНТ открывает двери к бесплатному обучению в престижном вузе, обеспечивает возможность получения достойной специальности и приносит престиж вашей семье. Однако стоит помнить, что ЕНТ – это всего лишь экзамен, особенно первый, хоть и очень важный. Результат может не соответствовать ожиданиям выпускника и его амбициям, но это только первый шаг на пути к взрослой жизни. И самое главное, что важно сохранить для ребёнка независимо от результата – это понимание и поддержка семьи. Ведь для родителей и государства наивысшим приоритетом является здоровье и благополучие молодого поколения.

Елена ПЕТРЕНКО,
директор Регионального учебно-методического центра психологической поддержки, кандидат педагогических наук, доктор философии (PhD),
психолог высшей категории

Психологические советы: сдай ЕНТ с лёгкостью

Планирование и организация. Создайте расписание подготовки, определите, сколько времени вам потребуется на изучение каждого предмета и укажите конкретные дни и часы для подготовки. Это поможет вам распределить время равномерно и эффективно.
Разнообразие источников. Используйте разнообразные источники информации: учебники, лекции, видеоуроки, онлайн-курсы и т. д. Различные подходы к материалу помогут вам лучше усвоить информацию.
Практика и тестирование. Регулярно выполняйте упражнения, тесты и практические задания, чтобы закрепить полученные знания и оценить свой уровень подготовки. Это поможет вам определить свои слабые места и сконцентрировать усилия на их улучшении.
Правильное питание и отдых.Обеспечьте себе здоровое питание и достаточный отдых. Правильное питание помогает улучшить концентрацию и память, а регулярные перерывы и достаточный сон помогут вам отдохнуть и восстановить силы.
Методы запоминания. Используйте различные методы запоминания информации, такие как карты памяти, конспектирование, объяснение материала вслух или обучение других. Это помогает закрепить знания и улучшить их запоминание.
Позитивный настрой. Поддерживайте позитивный настрой и верьте в свои силы. Отрицательные мысли могут мешать эффективной подготовке и сдаче экзаменов. Помните, что каждый шаг в направлении улучшения вашей подготовки приближает вас к успеху.
Управление стрессом. Изучите методы управления стрессом: дыхательные упражнения, медитация или йога. Практика релаксации поможет вам справиться с нервами и сохранить спокойствие во время экзамена.
Последняя минута. Перед экзаменом не забудьте пройтись по материалу ещё раз, но не перегружайте себя новой информацией. Отдохните, соберитесь и поверьте в себя.

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.