Все мы знаем, какую роль играет семья в развитии ребёнка, ведь именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер, стиль поведения, представления о трудолюбии и многое другое. Как часто мы, учителя, сталкиваемся с тем, что у ребёнка, который отказывается навести порядок на собственной парте, нет перед глазами примера родителей, наводящих порядок в доме, что плохое настроение ребёнка и снижение успеваемости связано с раздорами в семье.
«Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – ребёнка, учителя, родителя – и тут же реализуются. Если их нет, значит то не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка…». Так писал украинский педагог, один из основателей педагогики сотрудничества Александр Захаренко. И в деятельности классного руководителя работа с родителями занимает огромное место. Я стараюсь сделать их соучастниками всего педагогического процесса.
В прошлом году я получила 5 класс. Это мой уже третий класс. А как будто первый. Всё новое: новые дети, в этом учебном году четверо новых учеников из Степной школы, новые родители, и каждый раз совсем новые чувства. Как сложатся отношения с детьми? Как сложатся отношения с родителями? Я себя успокаиваю всегда тем, что у нас с родителями общая цель – воспитать достойного человека, человека который будет себя комфортно чувствовать в окружающем его мире; что в этой трудной жизни он найдёт себя, самоопределится и использует весь свой потенциал, чтобы стать успешным.
Я смело могу сказать: в этом родители мои союзники. Всегда, получив класс, я провожу глубокую всестороннюю диагностику. В прошлом году мне в этом очень помогла психолог О.Кириченко, проведя диагностику уровня воспитанности, способностей, интеллекта школьников, культурного уровня, к чему каждый ребёнок склонен, каковы особенности его характера. Обязательно беседую с учителем начальных классов, учителями-предметниками. Также вместе с социальным педагогом А.Савосюк был составлен социальный паспорт класса. Проведя такую всестороннюю диагностику, делаю анализ и выводы, даю подробнейшую характеристику каждому ребёнку. И только с такими сведениями начинаю встречи, работу с родителями.
Начиная с первого собрания, стараюсь добиться максимальной посещаемости родительских собраний. Конечно, добиться 100 % посещаемости собраний невозможно. Я понимаю, что родители – люди занятые, у них есть работа, семья. Однако я убеждаю мам и пап в том, что встречи до или после собрания не так эффективны, как наш разговор во время назначенной встречи.
На первом же собрании я стараюсь убедить родителей в том, что их дети теперь для меня не чужие. И я готова принять их всем сердцем, каждого таким, какой он есть на данный момент, и работать над тем, чтобы им в классе было комфортно, чтобы в школе им было интересно. На каждом родительском собрании я провожу родительский всеобуч (или небольшую лекцию) по теме собрания. На каждом собрании родители получают памятки: «Как помочь ребёнку при подготовке домашних заданий», «Как выйти из конфликтной ситуации со своим ребёнком», «Создание благоприятной семейной атмосферы». Также готовлю статистический или диагностический материал. Чтобы собрания были полезными родителям, и им хотелось в нём участвовать, каждый должен получить то, что для него особенно актуально. Эту тему мы прежде всего обсуждаем на собраниях. И я убеждаю, что только совместными усилиями мы можем добиться успеха в обучении и личностном развитии детей. На каждом собрании я сообщаю родителям о психологических особенностях возраста детей и классного коллектива.
Класс у меня очень интересный. Характеризуя его после диагностики в начале 5 класса, можно сделать следующие выводы: уровень воспитанности в классе средний; в классе не было дружного, сплочённого коллектива, много в классе детей индивидуалистов; культурный уровень учащихся класса средний; однако наравне с этим в классе выше среднего интеллектуальный уровень школьников. Из этого я делаю вывод, что мне предстоит большая индивидуальная работа с учащимися и родителями во имя развития личности каждого школьника.
И уже со второго собрания я обязательно знакомлю родителей с динамикой обучения, воспитания и развития их детей. Конечно же, на родительских собраниях я больше рассказываю о положительных сдвигах в коллективе и об индивидуальных успехах каждого ученика. Не забываю сказать родителям спасибо за помощь мне и своим детям в их успехах. При необходимости приглашаю учителей-предметников на собрание. На собраниях говорю о детях в общем, о позитивных и негативных последствиях их поступков.
Обязательно привлекаю родителей к воспитательной работе в классе, к их соучастию в делах класса. Изготовление поделок на Новый год, оформление класса, «Весёлые старты», праздник 8 Марта – эти общие мероприятия нужны всем. Родителям – чтобы они видели, как дети развиваются, какое место занимают в коллективе. Детям – чтобы они чувствовали значимость своей семьи.
Это я рассказала о групповых формах взаимодействия с родителями. Но, однако, как я уже сказала, развитию личности каждого школьника способствуют, прежде всего, индивидуальные формы работы с родителями. К эффективным индивидуальным формам, считаю, можно отнести консультации, беседы и посещения учащихся на дому. Уже в первом полугодии 5 класса провела индивидуальные беседы с каждым из родителей, где уже в подробностях рассказала о результатах диагностики лично его ребёнка. В этой первой индивидуальной беседе мы вместе с каждым из родителей вырабатываем план и путь развития их ребёнка. Я могу пригласить родителя для индивидуальной консультации и в школу, где мы можем более детально обсудить линию развития каждого ребёнка. У меня нет обид и конфликтов с родителями по поводу приглашения их в школу.
Посещения на дому – это крайняя мера. Не многие родители готовы к тому, чтобы классный руководитель беспокоил их дома. Но, считаю, что можно прийти и проверить на наличие уголка школьника. Только один раз, другие же посещения должны быть только по веской причине и если они связаны с определёнными обстоятельствами в жизни ученика.
Проблем много. Часто бывает так, что родители сами плохо знают своих детей, а иногда не хотят уделить достаточного внимания их развитию. И ещё одна проблема – чем старше становятся дети, тем больше они отдаляются от родителей. И вот тут я должна сделать всё, чтобы контакт родителей, детей и учителей не был потерян.
Как я уже сказала, класс у меня сложный. Но год работы по развитию личности каждого моего воспитанника не прошёл даром. У нас много успехов. Каждый ребёнок почувствовал себя успешным в каком-то деле. Надо отметить, что диагностика в начале 6 класса показала, что интеллектуальный уровень развития школьников не снижается, качество знаний стало выше и держится стабильным.
Практически со всеми родителями у меня установлены добрые отношения. Практически. Есть проблемы с отдельными родителями. Конечно, это трудные дети, часто – трудные семьи, где родители не уделяют достаточно внимания своим детям. Однако, понимая это, стараюсь уделить этим ребятам больше внимания здесь, в школе.
Мои ребята активно и талантливо участвуют в художественной самодеятельности, много активистов. Мои шестиклассники хорошо рисуют, успешно участвуют во всех общешкольных мероприятиях. А ещё они очень добрые, милосердные, толерантные т.к. я регулярно провожу мероприятия на эти темы. И хотя они иногда ссорятся, я уверена, что друг без друга им уже трудно.
Для себя в работе с детьми и их родителями я выработала несколько принципов, которым следую и хочу поделиться.
Быть классным руководителем, это значит:
* взять на себя большую ответственность;
* уметь слушать и понимать;
* заботиться о каждом ученике своего класса, о его интеллектуальном, психическом, физическом и нравственном состоянии;
* помогать во всём (в учении, в общении, в общении с родителями, в самоопределении, саморазвитии);
* руководить и поддерживать дисциплину;
* заменить (на время) маму и папу, подругу или друга;
* быть всегда на стороне справедливости.
В общении с детьми и их родителями:
* не будь назойливым. Помни: у каждого ребёнка и родителя свой мир интересов, увлечений, печалей и радостей;
* войди в ситуацию, попробуй понять, что чувствует ребёнок и родитель. Только тогда реши, что делать дальше;
* сам совершай добрые и хорошие поступки. Не только дети, но и родители учатся у нас;
* доставь ребёнку радость общения с тобой. Похвали, укажи на успехи, воодушеви;
* избегай обвинений;
* покори в себе гордыню. Признайся, что и ты чего-то не знаешь.
* развивай в себе незаурядность, тогда и твои воспитанники станут незаурядными личностями. Импровизируй!
Галина ТУКАЕВА,
учитель биологии и химии Айдарлинской ОШ, Карасуский район
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.