Из опыта классного руководителя

Выпуск - №5(553)   :   02.02.2023
834

Все мы знаем, какую роль играет семья в развитии ребёнка, ведь именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер, стиль поведения, представления о трудолюбии и многое другое. Как часто мы, учителя, сталкиваемся с тем, что у ребёнка, который отказывается навести порядок на собственной парте, нет перед глазами примера родителей, наводящих порядок в доме, что плохое настроение ребёнка и снижение успеваемости связано с раздорами в семье.

«Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – ребёнка, учителя, родителя – и тут же реализуются. Если их нет, значит то не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка…». Так писал украинский педагог, один из основателей педагогики сотрудничества Александр Захаренко. И в деятельности классного руководителя работа с родителями занимает огромное место. Я стараюсь сделать их соучастниками всего педагогического процесса. 

В прошлом году я получила 5 класс. Это мой уже третий класс. А как будто первый. Всё новое: новые дети, в этом учебном году четверо новых учеников из Степной школы, новые родители, и каждый раз совсем новые чувства. Как сложатся отношения с детьми? Как сложатся отношения с родителями? Я себя успокаиваю всегда тем, что у нас с родителями общая цель – воспитать достойного человека, человека который будет себя комфортно чувствовать в окружающем его мире; что в этой трудной жизни он найдёт себя, самоопределится и использует весь свой потенциал, чтобы стать успешным.

Я смело могу сказать: в этом родители мои союзники. Всегда, получив класс, я провожу глубокую всестороннюю диагностику. В прошлом году мне в этом очень помогла психолог О.Кириченко, проведя диагностику уровня воспитанности, способностей, интеллекта школьников, культурного уровня, к чему каждый ребёнок склонен, каковы особенности его характера. Обязательно беседую с учителем начальных классов, учителями-предметниками. Также вместе с социальным педагогом А.Савосюк был составлен социальный паспорт класса. Проведя такую всестороннюю диагностику, делаю анализ и выводы, даю подробнейшую характеристику каждому ребёнку. И только с такими сведениями начинаю встречи, работу с родителями.

Начиная с первого собрания, стараюсь добиться максимальной посещаемости родительских собраний. Конечно, добиться 100 % посещаемости собраний невозможно. Я понимаю, что родители – люди занятые, у них есть работа, семья. Однако я убеждаю мам и пап в том, что встречи до или после собрания не так эффективны, как наш разговор во время назначенной встречи.

На первом же собрании я стараюсь убедить родителей в том, что их дети теперь для меня не чужие. И я готова принять их всем сердцем, каждого таким, какой он есть на данный момент, и работать над тем, чтобы им в классе было комфортно, чтобы в школе им было интересно. На каждом родительском собрании я провожу родительский всеобуч (или небольшую лекцию) по теме собрания. На каждом собрании родители получают памятки: «Как помочь ребёнку при подготовке домашних заданий», «Как выйти из конфликтной ситуации со своим ребёнком», «Создание благоприятной семейной атмосферы». Также готовлю статистический или диагностический материал. Чтобы собрания были полезными родителям, и им хотелось в нём участвовать, каждый должен получить то, что для него особенно актуально. Эту тему мы прежде всего обсуждаем на собраниях. И я убеждаю, что только совместными усилиями мы можем добиться успеха в обучении и личностном развитии детей. На каждом собрании я сообщаю родителям о психологических особенностях возраста детей и классного коллектива.

Класс у меня очень интересный. Характеризуя его после диагностики в начале 5 класса, можно сделать следующие выводы: уровень воспитанности в классе средний; в классе не было дружного, сплочённого коллектива, много в классе детей индивидуалистов; культурный уровень учащихся класса средний; однако наравне с этим в классе выше среднего интеллектуальный уровень школьников. Из этого я делаю вывод, что мне предстоит большая индивидуальная работа с учащимися и родителями во имя развития личности каждого школьника.

И уже со второго собрания я обязательно знакомлю родителей с динамикой обучения, воспитания и развития их детей. Конечно же, на родительских собраниях я больше рассказываю о положительных сдвигах в коллективе и об индивидуальных успехах каждого ученика. Не забываю сказать родителям спасибо за помощь мне и своим детям в их успехах. При необходимости приглашаю учителей-предметников на собрание. На собраниях говорю о детях в общем, о позитивных и негативных последствиях их поступков. 

Обязательно привлекаю родителей к воспитательной работе в классе, к их соучастию в делах класса. Изготовление поделок на Новый год, оформление класса, «Весёлые старты», праздник 8 Марта – эти общие мероприятия нужны всем. Родителям – чтобы они видели, как дети развиваются, какое место занимают в коллективе. Детям – чтобы они чувствовали значимость своей семьи.

Это я рассказала о групповых формах взаимодействия с родителями. Но, однако, как я уже сказала, развитию личности каждого школьника способствуют, прежде всего, индивидуальные формы работы с родителями. К эффективным индивидуальным формам, считаю, можно отнести консультации, беседы и посещения учащихся на дому. Уже в первом полугодии 5 класса провела индивидуальные беседы с каждым из родителей, где уже в подробностях рассказала о результатах диагностики лично его ребёнка. В этой первой индивидуальной беседе мы вместе с каждым из родителей вырабатываем план и путь развития их ребёнка. Я могу пригласить родителя для индивидуальной консультации и в школу, где мы можем более детально обсудить линию развития каждого ребёнка. У меня нет обид и конфликтов с родителями по поводу приглашения их в школу.

Посещения на дому – это крайняя мера. Не многие родители готовы к тому, чтобы классный руководитель беспокоил их дома. Но, считаю, что можно прийти и проверить на наличие уголка школьника. Только один раз, другие же посещения должны быть только по веской причине и если они связаны с определёнными обстоятельствами в жизни ученика.

Проблем много. Часто бывает так, что родители сами плохо знают своих детей, а иногда не хотят уделить достаточного внимания их развитию. И ещё одна проблема – чем старше становятся дети, тем больше они отдаляются от родителей. И вот тут я должна сделать всё, чтобы контакт родителей, детей и учителей не был потерян.

Как я уже сказала, класс у меня сложный. Но год работы по развитию личности каждого моего воспитанника не прошёл даром. У нас много успехов. Каждый ребёнок почувствовал себя успешным в каком-то деле. Надо отметить, что диагностика в начале 6 класса показала, что интеллектуальный уровень развития школьников не снижается, качество знаний стало выше и держится стабильным.

Практически со всеми родителями у меня установлены добрые отношения. Практически. Есть проблемы с отдельными родителями. Конечно, это трудные дети, часто – трудные семьи, где родители не уделяют достаточно внимания своим детям. Однако, понимая это, стараюсь уделить этим ребятам больше внимания здесь, в школе.

Мои ребята активно и талантливо участвуют в художественной самодеятельности, много активистов. Мои шестиклассники хорошо рисуют, успешно участвуют во всех общешкольных мероприятиях. А ещё они очень добрые, милосердные, толерантные т.к. я регулярно провожу мероприятия на эти темы. И хотя они иногда ссорятся, я уверена, что друг без друга им уже трудно.

Для себя в работе с детьми и их родителями я выработала несколько принципов, которым следую и хочу поделиться.
Быть классным руководителем, это значит: 
* взять на себя большую ответственность;
* уметь слушать и понимать;
* заботиться о каждом ученике своего класса, о его интеллектуальном, психическом, физическом и нравственном состоянии;
* помогать во всём (в учении, в общении, в общении с родителями, в самоопределении, саморазвитии);
* руководить и поддерживать дисциплину;
* заменить (на время) маму и папу, подругу или друга;
* быть всегда на стороне справедливости.
В общении с детьми и их родителями:
* не будь назойливым. Помни: у каждого ребёнка и родителя свой мир интересов, увлечений, печалей и радостей;
* войди в ситуацию, попробуй понять, что чувствует ребёнок и родитель. Только тогда реши, что делать дальше;
* сам совершай добрые и хорошие поступки. Не только дети, но и родители учатся у нас;
* доставь ребёнку радость общения с тобой. Похвали, укажи на успехи, воодушеви;
* избегай обвинений;
* покори в себе гордыню. Признайся, что и ты чего-то не знаешь.
* развивай в себе незаурядность, тогда и твои воспитанники станут незаурядными личностями. Импровизируй!

Галина ТУКАЕВА,
учитель биологии и химии Айдарлинской ОШ, Карасуский район 


 

Реклама

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».

Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
2
3
4