Кладезь мудрости Абая

Выпуск - №21(417)   :   28.05.2020
310

Яркая, многогранная личность мудрого Абая оставила свой немеркнущий след в сердцах молодого поколения. Об этом говорят проникновенные мысли и чувства, отражённые в статье «Мудрость Абая в устах молодёжи» на страницах газеты «Учительская плюс».

Отрадно, что молодых волнуют рассуждения о духовных ценностях, своём назначении в соответствии с принципами великого Абая. Поэт, просветитель, публицист, литератор, переводчик, музыкант и композитор, знаток языков, общественник – таков масштаб профессионального мыслителя  Абая Кунанбаева.

Со страниц классического романа М. Ауэзова, созданного на документальной основе, предстаёт перед нами вдохновенный образ Абая. Он вырос на книгах, пристрастии к ним. Книги для него – «пища души». «Из книг я черпаю не только знания, но и воспитание!», - говорит Абай. Это путь духовного совершенствования Абая – от начитанности.

Одна из заповедей Корана, который у меня законспектирован, гласит: «Творите добро и будьте счастливы». «Человек в заботе» – таким должно быть его назначение. Этого завета и придерживался Абай Кунанбаев – быть добродеятельным. Доброта – в основе человечности. Это триединство – знания, приобретаемый опыт жизни, человечность – и определило судьбоносный путь Абая.

Он словно призывает своим примером следовать мудрым принципам – не поддаваться тлетворным влияниям, водиться с сильными и умными, тогда и сам станешь умным и сильным. Мудрость в понятиях мыслящих – это путь достижения лучших целей лучшими средствами. Забота о людях гуманными способами – к этому шёл Абай.

Важное место в его жизни занимало отношение к духовным ценностям – устному народному творчеству, музыке и песням, природе, родному краю. Музыка как универсальный язык, понятный для всех, обнажает душу исполнителя. Она, как крылья души, идёт от сердца к сердцу. Увлечение музыкальным творчеством, игрой на домбре вызывали лучшие чувства, подъём души поэта. Он воспевал в своих песнях достоинство человека, его благородство, верность своему долгу, народу, справедливость, стремление к светлой жизни, добрым отношениям между всеми людьми.

Прослеживая путь Абая, заметим, – он всегда в движении. Не останавливаясь на достигнутом, стремится к самосовершенствованию, проявляя упорство в достижении цели, развивая себя всесторонне. Пример, достойный подражания. Если в юности он нуждался в наставничестве, то со временем сам мог проявлять себя в роли наставника среди молодёжи, близких ему товарищей и сородичей.

А какими качествами обладал Абай Кунанбаев! Принципиальность и справедливость, непримиримость к тем, кто сеял смуту, раздоры, ненависть. Выступал против темноты и невежества, насилия и угнетения, находился в гуще простого народа, хотя, бывало, и вызывал гнев со стороны реакционно настроенных правителей. «Достоинство не в знатности и богатстве, если человек одарён высокими качествами. Имеешь дар – проявляй его, - отзывались о нём друзья. Не случайно симпатии и поддержка народа – на стороне Абая.

Его качества одних восхищали, других – поражали, третьих – развенчивали. Выйти на батальный словесный поединок в защиту обездоленных со знатными старейшинами. Кто решится? И Абай выходит победителем. «В чём его сила? Ум у него», - отзывались товарищи.

Мудрец. Заступник народа. Друг несчастных. Враг насильников. Он появлялся там, где труднее всего, где вспыхивала вражда между племенами и сородичами. Он был посредником в сглаживании острых конфликтов, затяжных распрях, разрешал тяжбы. На него полагались, ему верили, чувствуя справедливость, миротворческую миссию, стремление объединить всех на основе общих интересов, без превосходства одних над другими.

В духовном единении, полагал Абай, великая сила. Ради этого стоит жить и торжествовать. И в этом – благородство его души. «Разве может быть счастлив человек, теряя самое необходимое для своего существования по воле зажиточных богатеев?» И аул Абая стал покровителем бедняков. Жили в нём, как в родной семье. Он не просто знал, но чувствовал свой народ. Поэтому и нашёл тропу к нему.

Есть и такая черта у Абая – не замыкаться рамками своей среды, мира казахской жизни. Он мыслит глубже, а как там, у русских соседей? Чем они живут? Каков образ их жизни? Оказывается, есть немало общего у двух народов. И есть то ценное, что заслуживает принятия – передовые мысли, идеи, стремления. И он сближается с ними.

Абай Кунанбаев был «сын народа», настоящий борец за права угнетённых, который проявлял необоримость духа во имя торжества справедливости ради интересов народа. «Слова назидания» – это кладезь мудрости Абая, торжество человеческого разума. Это средство духовного обогащения каждой личности. Голос мудрого Абая из глубины веков дошёл до наших дней и услышан, как мы убедились, и молодыми последователями его учения.

Анатолий СИЗОНЕНКО,
кандидат педагогических наук, г. Костанай

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.