Яркая, многогранная личность мудрого Абая оставила свой немеркнущий след в сердцах молодого поколения. Об этом говорят проникновенные мысли и чувства, отражённые в статье «Мудрость Абая в устах молодёжи» на страницах газеты «Учительская плюс».
Отрадно, что молодых волнуют рассуждения о духовных ценностях, своём назначении в соответствии с принципами великого Абая. Поэт, просветитель, публицист, литератор, переводчик, музыкант и композитор, знаток языков, общественник – таков масштаб профессионального мыслителя Абая Кунанбаева.
Со страниц классического романа М. Ауэзова, созданного на документальной основе, предстаёт перед нами вдохновенный образ Абая. Он вырос на книгах, пристрастии к ним. Книги для него – «пища души». «Из книг я черпаю не только знания, но и воспитание!», - говорит Абай. Это путь духовного совершенствования Абая – от начитанности.
Одна из заповедей Корана, который у меня законспектирован, гласит: «Творите добро и будьте счастливы». «Человек в заботе» – таким должно быть его назначение. Этого завета и придерживался Абай Кунанбаев – быть добродеятельным. Доброта – в основе человечности. Это триединство – знания, приобретаемый опыт жизни, человечность – и определило судьбоносный путь Абая.
Он словно призывает своим примером следовать мудрым принципам – не поддаваться тлетворным влияниям, водиться с сильными и умными, тогда и сам станешь умным и сильным. Мудрость в понятиях мыслящих – это путь достижения лучших целей лучшими средствами. Забота о людях гуманными способами – к этому шёл Абай.
Важное место в его жизни занимало отношение к духовным ценностям – устному народному творчеству, музыке и песням, природе, родному краю. Музыка как универсальный язык, понятный для всех, обнажает душу исполнителя. Она, как крылья души, идёт от сердца к сердцу. Увлечение музыкальным творчеством, игрой на домбре вызывали лучшие чувства, подъём души поэта. Он воспевал в своих песнях достоинство человека, его благородство, верность своему долгу, народу, справедливость, стремление к светлой жизни, добрым отношениям между всеми людьми.
Прослеживая путь Абая, заметим, – он всегда в движении. Не останавливаясь на достигнутом, стремится к самосовершенствованию, проявляя упорство в достижении цели, развивая себя всесторонне. Пример, достойный подражания. Если в юности он нуждался в наставничестве, то со временем сам мог проявлять себя в роли наставника среди молодёжи, близких ему товарищей и сородичей.
А какими качествами обладал Абай Кунанбаев! Принципиальность и справедливость, непримиримость к тем, кто сеял смуту, раздоры, ненависть. Выступал против темноты и невежества, насилия и угнетения, находился в гуще простого народа, хотя, бывало, и вызывал гнев со стороны реакционно настроенных правителей. «Достоинство не в знатности и богатстве, если человек одарён высокими качествами. Имеешь дар – проявляй его, - отзывались о нём друзья. Не случайно симпатии и поддержка народа – на стороне Абая.
Его качества одних восхищали, других – поражали, третьих – развенчивали. Выйти на батальный словесный поединок в защиту обездоленных со знатными старейшинами. Кто решится? И Абай выходит победителем. «В чём его сила? Ум у него», - отзывались товарищи.
Мудрец. Заступник народа. Друг несчастных. Враг насильников. Он появлялся там, где труднее всего, где вспыхивала вражда между племенами и сородичами. Он был посредником в сглаживании острых конфликтов, затяжных распрях, разрешал тяжбы. На него полагались, ему верили, чувствуя справедливость, миротворческую миссию, стремление объединить всех на основе общих интересов, без превосходства одних над другими.
В духовном единении, полагал Абай, великая сила. Ради этого стоит жить и торжествовать. И в этом – благородство его души. «Разве может быть счастлив человек, теряя самое необходимое для своего существования по воле зажиточных богатеев?» И аул Абая стал покровителем бедняков. Жили в нём, как в родной семье. Он не просто знал, но чувствовал свой народ. Поэтому и нашёл тропу к нему.
Есть и такая черта у Абая – не замыкаться рамками своей среды, мира казахской жизни. Он мыслит глубже, а как там, у русских соседей? Чем они живут? Каков образ их жизни? Оказывается, есть немало общего у двух народов. И есть то ценное, что заслуживает принятия – передовые мысли, идеи, стремления. И он сближается с ними.
Абай Кунанбаев был «сын народа», настоящий борец за права угнетённых, который проявлял необоримость духа во имя торжества справедливости ради интересов народа. «Слова назидания» – это кладезь мудрости Абая, торжество человеческого разума. Это средство духовного обогащения каждой личности. Голос мудрого Абая из глубины веков дошёл до наших дней и услышан, как мы убедились, и молодыми последователями его учения.
Анатолий СИЗОНЕНКО,
кандидат педагогических наук, г. Костанай
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.