Кладезь мудрости Абая

Выпуск - №21(417)   :   28.05.2020
757

Яркая, многогранная личность мудрого Абая оставила свой немеркнущий след в сердцах молодого поколения. Об этом говорят проникновенные мысли и чувства, отражённые в статье «Мудрость Абая в устах молодёжи» на страницах газеты «Учительская плюс».

Отрадно, что молодых волнуют рассуждения о духовных ценностях, своём назначении в соответствии с принципами великого Абая. Поэт, просветитель, публицист, литератор, переводчик, музыкант и композитор, знаток языков, общественник – таков масштаб профессионального мыслителя  Абая Кунанбаева.

Со страниц классического романа М. Ауэзова, созданного на документальной основе, предстаёт перед нами вдохновенный образ Абая. Он вырос на книгах, пристрастии к ним. Книги для него – «пища души». «Из книг я черпаю не только знания, но и воспитание!», - говорит Абай. Это путь духовного совершенствования Абая – от начитанности.

Одна из заповедей Корана, который у меня законспектирован, гласит: «Творите добро и будьте счастливы». «Человек в заботе» – таким должно быть его назначение. Этого завета и придерживался Абай Кунанбаев – быть добродеятельным. Доброта – в основе человечности. Это триединство – знания, приобретаемый опыт жизни, человечность – и определило судьбоносный путь Абая.

Он словно призывает своим примером следовать мудрым принципам – не поддаваться тлетворным влияниям, водиться с сильными и умными, тогда и сам станешь умным и сильным. Мудрость в понятиях мыслящих – это путь достижения лучших целей лучшими средствами. Забота о людях гуманными способами – к этому шёл Абай.

Важное место в его жизни занимало отношение к духовным ценностям – устному народному творчеству, музыке и песням, природе, родному краю. Музыка как универсальный язык, понятный для всех, обнажает душу исполнителя. Она, как крылья души, идёт от сердца к сердцу. Увлечение музыкальным творчеством, игрой на домбре вызывали лучшие чувства, подъём души поэта. Он воспевал в своих песнях достоинство человека, его благородство, верность своему долгу, народу, справедливость, стремление к светлой жизни, добрым отношениям между всеми людьми.

Прослеживая путь Абая, заметим, – он всегда в движении. Не останавливаясь на достигнутом, стремится к самосовершенствованию, проявляя упорство в достижении цели, развивая себя всесторонне. Пример, достойный подражания. Если в юности он нуждался в наставничестве, то со временем сам мог проявлять себя в роли наставника среди молодёжи, близких ему товарищей и сородичей.

А какими качествами обладал Абай Кунанбаев! Принципиальность и справедливость, непримиримость к тем, кто сеял смуту, раздоры, ненависть. Выступал против темноты и невежества, насилия и угнетения, находился в гуще простого народа, хотя, бывало, и вызывал гнев со стороны реакционно настроенных правителей. «Достоинство не в знатности и богатстве, если человек одарён высокими качествами. Имеешь дар – проявляй его, - отзывались о нём друзья. Не случайно симпатии и поддержка народа – на стороне Абая.

Его качества одних восхищали, других – поражали, третьих – развенчивали. Выйти на батальный словесный поединок в защиту обездоленных со знатными старейшинами. Кто решится? И Абай выходит победителем. «В чём его сила? Ум у него», - отзывались товарищи.

Мудрец. Заступник народа. Друг несчастных. Враг насильников. Он появлялся там, где труднее всего, где вспыхивала вражда между племенами и сородичами. Он был посредником в сглаживании острых конфликтов, затяжных распрях, разрешал тяжбы. На него полагались, ему верили, чувствуя справедливость, миротворческую миссию, стремление объединить всех на основе общих интересов, без превосходства одних над другими.

В духовном единении, полагал Абай, великая сила. Ради этого стоит жить и торжествовать. И в этом – благородство его души. «Разве может быть счастлив человек, теряя самое необходимое для своего существования по воле зажиточных богатеев?» И аул Абая стал покровителем бедняков. Жили в нём, как в родной семье. Он не просто знал, но чувствовал свой народ. Поэтому и нашёл тропу к нему.

Есть и такая черта у Абая – не замыкаться рамками своей среды, мира казахской жизни. Он мыслит глубже, а как там, у русских соседей? Чем они живут? Каков образ их жизни? Оказывается, есть немало общего у двух народов. И есть то ценное, что заслуживает принятия – передовые мысли, идеи, стремления. И он сближается с ними.

Абай Кунанбаев был «сын народа», настоящий борец за права угнетённых, который проявлял необоримость духа во имя торжества справедливости ради интересов народа. «Слова назидания» – это кладезь мудрости Абая, торжество человеческого разума. Это средство духовного обогащения каждой личности. Голос мудрого Абая из глубины веков дошёл до наших дней и услышан, как мы убедились, и молодыми последователями его учения.

Анатолий СИЗОНЕНКО,
кандидат педагогических наук, г. Костанай

Реклама

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».

Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
2
3
4