Ключ к образовательным достижениям

Выпуск - №26-27(623-624)   :   02.08.2024
614

1
 

Трудно мотивировать к познавательной деятельности современных учеников. Они привыкли действовать по заданному алгоритму и испытывают затруднения, если необходимо проявить креативность и изобретательность.
Дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам из-за недостаточного уровня развития критического, креативного мышления. Именно эти качества предстают ключом к образовательным достижениям учащихся, помогают в определении собственных приоритетов в личной и профессиональной жизни, принятии индивидуальной ответственности за сделанный выбор, уровень индивидуальной культуры работы с информацией, умении анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них. Владея этими навыками, выпускник школы сможет адаптироваться к своей профессиональной траектории и будет готов меняться в течение всей жизни. ГОСО в средней школе требует, чтобы критическое, креативное мышление было свойственно выпускнику средней школы. Обучающиеся, не важно на каком этапе они находятся, должны совершенствовать этот стиль мышления постоянно.

2


Выпускные 9, 11 классы сдают итоговую аттестацию (государственные экзамены), 9 классы – МОДО в форме комплексного тестирования с применением ИКТ на языке обучения по трём направлениям функциональной грамотности: грамотность чтения, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность (география, химия, биология, физика). Проведение МОДО с 2024 года в школах Казахстана будет направлено на определение уровня функциональной грамотности у учащихся, то есть применение знаний и навыков в жизненных ситуациях, а также развитие аналитического, логического мышления (критического, креативного). МОДО нацелено на подготовку и проведение с последующей обработкой и системным анализом результатов. На основе результатов будет осуществляться оказание методической помощи и выработки рекомендаций по обеспечению качества образования.
По запросу учащихся 9 классов, учителей географии Костанайского района в качестве методического инструментария в помощь создано пособие
«Формирование функциональной грамотности на уроках географии в 9 классах: ключ к образовательным достижениям». Представлены в данном пособии активные методы обучения, методические рекомендации при работе с текстом, картографическим материалом, творческие задания, с одним, множественными ответами, на картографическую грамотность, решение задач различных уровней с особым упором на местный, региональный компонент, родной край, по таксономии Блума на все темы программы географии 9 класса. Можно использовать на каждом уроке для закрепления темы, также через цифровой ресурс.
Формирование у школьников навыков критического, креативного мышления, способности вступать в диалог, учитывать мнение других, иметь ментальную смелость и открытость использование информации для максимальной самореализации и полезного участия в жизни местного общества выступает ведущим направлением модернизации системы образования Республики Казахстан.

Анна АНИЩЕНКО,
учитель географии, замдиректора по УР Садчиковской ОШ, Костанайский район
Марина ПРАЩУР,
учитель географии, естествознания ОШ №2, г. Тобыл

Актуально

Реклама

Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».