Ключ к образовательным достижениям

Выпуск - №26-27(623-624)   :   02.08.2024
346

1
 

Трудно мотивировать к познавательной деятельности современных учеников. Они привыкли действовать по заданному алгоритму и испытывают затруднения, если необходимо проявить креативность и изобретательность.
Дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам из-за недостаточного уровня развития критического, креативного мышления. Именно эти качества предстают ключом к образовательным достижениям учащихся, помогают в определении собственных приоритетов в личной и профессиональной жизни, принятии индивидуальной ответственности за сделанный выбор, уровень индивидуальной культуры работы с информацией, умении анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них. Владея этими навыками, выпускник школы сможет адаптироваться к своей профессиональной траектории и будет готов меняться в течение всей жизни. ГОСО в средней школе требует, чтобы критическое, креативное мышление было свойственно выпускнику средней школы. Обучающиеся, не важно на каком этапе они находятся, должны совершенствовать этот стиль мышления постоянно.

2


Выпускные 9, 11 классы сдают итоговую аттестацию (государственные экзамены), 9 классы – МОДО в форме комплексного тестирования с применением ИКТ на языке обучения по трём направлениям функциональной грамотности: грамотность чтения, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность (география, химия, биология, физика). Проведение МОДО с 2024 года в школах Казахстана будет направлено на определение уровня функциональной грамотности у учащихся, то есть применение знаний и навыков в жизненных ситуациях, а также развитие аналитического, логического мышления (критического, креативного). МОДО нацелено на подготовку и проведение с последующей обработкой и системным анализом результатов. На основе результатов будет осуществляться оказание методической помощи и выработки рекомендаций по обеспечению качества образования.
По запросу учащихся 9 классов, учителей географии Костанайского района в качестве методического инструментария в помощь создано пособие
«Формирование функциональной грамотности на уроках географии в 9 классах: ключ к образовательным достижениям». Представлены в данном пособии активные методы обучения, методические рекомендации при работе с текстом, картографическим материалом, творческие задания, с одним, множественными ответами, на картографическую грамотность, решение задач различных уровней с особым упором на местный, региональный компонент, родной край, по таксономии Блума на все темы программы географии 9 класса. Можно использовать на каждом уроке для закрепления темы, также через цифровой ресурс.
Формирование у школьников навыков критического, креативного мышления, способности вступать в диалог, учитывать мнение других, иметь ментальную смелость и открытость использование информации для максимальной самореализации и полезного участия в жизни местного общества выступает ведущим направлением модернизации системы образования Республики Казахстан.

Анна АНИЩЕНКО,
учитель географии, замдиректора по УР Садчиковской ОШ, Костанайский район
Марина ПРАЩУР,
учитель географии, естествознания ОШ №2, г. Тобыл

Реклама

Литературе вообще нельзя научить, а в школе – особенно. Когда преподаёшь в школе, скажем, Толстого, главное, на мой взгляд, чтобы твой ученик не возненавидел великого классика и его героев, едва прикоснувшись к ним, не потерял их для себя на долгие годы. Для того чтобы действительно узнать Толстого, надо быть уже взрослым человеком. А пока надо постараться, чтобы от встречи с Толстым у молодого человека осталось по крайней мере радостное впечатление, ощущение чего-то светлого и во многом непонятного, к чему хотелось бы вновь и вновь возвращаться в дальнейшем… Самое страшное, что может сделать педагог – это заставлять из-под палки читать великого художника. Это профессиональное преступление.