Трудно мотивировать к познавательной деятельности современных учеников. Они привыкли действовать по заданному алгоритму и испытывают затруднения, если необходимо проявить креативность и изобретательность.
Дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам из-за недостаточного уровня развития критического, креативного мышления. Именно эти качества предстают ключом к образовательным достижениям учащихся, помогают в определении собственных приоритетов в личной и профессиональной жизни, принятии индивидуальной ответственности за сделанный выбор, уровень индивидуальной культуры работы с информацией, умении анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них. Владея этими навыками, выпускник школы сможет адаптироваться к своей профессиональной траектории и будет готов меняться в течение всей жизни. ГОСО в средней школе требует, чтобы критическое, креативное мышление было свойственно выпускнику средней школы. Обучающиеся, не важно на каком этапе они находятся, должны совершенствовать этот стиль мышления постоянно.
Выпускные 9, 11 классы сдают итоговую аттестацию (государственные экзамены), 9 классы – МОДО в форме комплексного тестирования с применением ИКТ на языке обучения по трём направлениям функциональной грамотности: грамотность чтения, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность (география, химия, биология, физика). Проведение МОДО с 2024 года в школах Казахстана будет направлено на определение уровня функциональной грамотности у учащихся, то есть применение знаний и навыков в жизненных ситуациях, а также развитие аналитического, логического мышления (критического, креативного). МОДО нацелено на подготовку и проведение с последующей обработкой и системным анализом результатов. На основе результатов будет осуществляться оказание методической помощи и выработки рекомендаций по обеспечению качества образования.
По запросу учащихся 9 классов, учителей географии Костанайского района в качестве методического инструментария в помощь создано пособие
«Формирование функциональной грамотности на уроках географии в 9 классах: ключ к образовательным достижениям». Представлены в данном пособии активные методы обучения, методические рекомендации при работе с текстом, картографическим материалом, творческие задания, с одним, множественными ответами, на картографическую грамотность, решение задач различных уровней с особым упором на местный, региональный компонент, родной край, по таксономии Блума на все темы программы географии 9 класса. Можно использовать на каждом уроке для закрепления темы, также через цифровой ресурс.
Формирование у школьников навыков критического, креативного мышления, способности вступать в диалог, учитывать мнение других, иметь ментальную смелость и открытость использование информации для максимальной самореализации и полезного участия в жизни местного общества выступает ведущим направлением модернизации системы образования Республики Казахстан.
Анна АНИЩЕНКО,
учитель географии, замдиректора по УР Садчиковской ОШ, Костанайский район
Марина ПРАЩУР,
учитель географии, естествознания ОШ №2, г. Тобыл
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.