Любить природу – значит любить Родину

Выпуск - №16 (513)   :   21.04.2022
675

Я давно пенсионерка, но связь с моей многогранной, важной, судьбоносной и замечательной профессией поддерживаю через любимую газету «Учительская плюс». Отрадно, что издание даёт возможность каждому педагогу поговорить с коллегами о важном, ценном. Думаю, что настало время вспомнить и о воспитании любви к природе.


 

Справедливо сказано: «Любить природу – значит любить Родину». В воспитании этой любви огромная роль принадлежит учителям биологии.

Мне на всю жизнь запомнились учитель биологии костанайской средней школы имени Горького Вера Павловна Платонова, занятия в её кабинете биологии, куда все мы бежали на перемене и надолго задерживались после уроков, а летом практически жили вместе с ней на пришкольном участке. 

Мне помогает вспомнить события из детства книга «Кустанайцы – герои тыла. Личный вклад», которая была выпущена десять лет тому назад. Приведу строки из неё. В решении исполнительного комитета Кустанайского областного Совета депутатов трудящихся от 14 мая 1954 года «О представлении кандидатов в участники Всесоюзной сельскохозяйственной выставки» говорится о руководителе кружка юных натуралистов Вере Павловне Платоновой и восьмерых школьниках (Неля Мягкова, Фрида Валицкая, Раиса Циоха, Светлана Мачнева, Нелля Осипова, Вера Гилярова, Галина Князева, Лилия Гранит), которые были рекомендованы в участники этого знаменитого смотра достижений народного хозяйства, ежегодно проводившегося в Москве на ВДНХ.


Признаться, меня мама не хотела отпускать так далеко. Я тогда несколько лет вместо неё работала техничкой в филармонии, ночами мыла пол. Папа умер, когда я училась в первом классе, и нашей семье приходилось непросто. Меня любил, жалел директор филармонии, расположенной по соседству с моим домом детства, Альфред Петрович Лех, «гонял» артистов, чтобы они не сорили, убирали за собой. После его отъезда мне стало труднее совмещать с учёбой эту подработку. Спасла меня в той ситуации старшая сестра Вера, которая и собрала меня в Москву.  

Я училась в шестом классе, когда оказалась в кабинете биологии Веры Павловны, большинство юннатов были семиклассниками, сама обстановка коллективной увлечённости интересной работой меня привлекла и затянула, несмотря на занятость домашними заданиями, работу в филармонии. Для кружка юннатов я находила время. И вот оказалось, что по результатам работы кружковцев мы стали лучшими в Кустанайской области. 

На выставке было много интересного, но мы задержались в павильоне «Животноводство», где наша область представляла свои успехи в этой отрасли, и чувствовали себя как именинники, когда экскурсоводы узнали, что мы из Кустанайской области.

По возвращении из Москвы на празднике в школе перед 7 Ноября нам вручили малые бронзовые медали участников сельскохозяйственной выставки: мы были первыми юными натуралистами-растениеводами нашей области на выставке достижений всей страны. Обидно было только за Веру Павловну: она не стала участницей ВДНХ. Тогда нам было непонятно, почему, а оказалось всё просто: в такую престижную поездку отправились завуч школы и две чиновницы от образования. 

В кружке юных натуралистов Веры Павловны Платоновой было 52 школьника, она действительно умела привлечь ребят: кабинет биологии был как муравейник, одни уходят, другие приходят, и для каждого у Веры Павловны находились интересные задания, опыты. Я помню опыт, которым увлечённо занимались все: в ящик, наполненный опилками, мы посадили зимой килограмм картофеля глазками, они проросли быстро, затем мы их черенковали и так повторяли по мере их роста. Весной картофель пересадили на огромную деляну на пришкольном участке, а осенью получили более ста килограммов картофеля. Выращивала я и клещевину, тогда для нас это было неизвестное растение, из которого готовят касторку. В представлении на кандидата меня участницей ВДНХ записано: «Мачнева Светлана – ученица школы имени Горького в 1953 году, проводя чеканку побегов, получила урожай клещевины в пересчёте на га 18,8 центнеров с делянки 10 кв.метров». Клещевина выросла более трёх метров в высоту. 

И в этом огромная заслуга Веры Павловны – неутомимого педагога, обладающего глубокими профессиональными знаниями. Любовь её к нам была безмерной, по-детски радовалась всегда с нами успешным результатам опытов, мы учились наблюдать явления в мире растений, создавать условия для их развития и бережно к ним относиться. 

В свои долгие годы педагогической работы я понимала, что в истоке моей успешной деятельности и опыт Веры Павловны, наполненный творчеством, профессиональным энтузиазмом, любовью к людям и пониманием, что профессия учителя жертвенная, требует огромного альтруизма и постоянного диалога с теми, кого доверили тебе родители и общество с надеждой, что каждый педагог обладает огромным духовным богатством, его можно передать и через любовь к природе. Воспитание экологического сознания, бережного и заботливого отношения к окружающей среде – важная задача каждого педагога, но авангардом педагогического сообщества в её решении должны быть учителя биологии, влюблённые в природу, с огромным желанием передать эту любовь своим воспитанникам, как основу любви к Родине. 

Светлана МАЧНЕВА,
Отличник просвещения СССР, Отличник народного просвещения КазССР, Почётный член Академии педагогических наук Казахстана


    
 
        

Реклама

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».

Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
2
3
4