Любить природу – значит любить Родину

Выпуск - №16 (513)   :   21.04.2022
220

Я давно пенсионерка, но связь с моей многогранной, важной, судьбоносной и замечательной профессией поддерживаю через любимую газету «Учительская плюс». Отрадно, что издание даёт возможность каждому педагогу поговорить с коллегами о важном, ценном. Думаю, что настало время вспомнить и о воспитании любви к природе.


 

Справедливо сказано: «Любить природу – значит любить Родину». В воспитании этой любви огромная роль принадлежит учителям биологии.

Мне на всю жизнь запомнились учитель биологии костанайской средней школы имени Горького Вера Павловна Платонова, занятия в её кабинете биологии, куда все мы бежали на перемене и надолго задерживались после уроков, а летом практически жили вместе с ней на пришкольном участке. 

Мне помогает вспомнить события из детства книга «Кустанайцы – герои тыла. Личный вклад», которая была выпущена десять лет тому назад. Приведу строки из неё. В решении исполнительного комитета Кустанайского областного Совета депутатов трудящихся от 14 мая 1954 года «О представлении кандидатов в участники Всесоюзной сельскохозяйственной выставки» говорится о руководителе кружка юных натуралистов Вере Павловне Платоновой и восьмерых школьниках (Неля Мягкова, Фрида Валицкая, Раиса Циоха, Светлана Мачнева, Нелля Осипова, Вера Гилярова, Галина Князева, Лилия Гранит), которые были рекомендованы в участники этого знаменитого смотра достижений народного хозяйства, ежегодно проводившегося в Москве на ВДНХ.


Признаться, меня мама не хотела отпускать так далеко. Я тогда несколько лет вместо неё работала техничкой в филармонии, ночами мыла пол. Папа умер, когда я училась в первом классе, и нашей семье приходилось непросто. Меня любил, жалел директор филармонии, расположенной по соседству с моим домом детства, Альфред Петрович Лех, «гонял» артистов, чтобы они не сорили, убирали за собой. После его отъезда мне стало труднее совмещать с учёбой эту подработку. Спасла меня в той ситуации старшая сестра Вера, которая и собрала меня в Москву.  

Я училась в шестом классе, когда оказалась в кабинете биологии Веры Павловны, большинство юннатов были семиклассниками, сама обстановка коллективной увлечённости интересной работой меня привлекла и затянула, несмотря на занятость домашними заданиями, работу в филармонии. Для кружка юннатов я находила время. И вот оказалось, что по результатам работы кружковцев мы стали лучшими в Кустанайской области. 

На выставке было много интересного, но мы задержались в павильоне «Животноводство», где наша область представляла свои успехи в этой отрасли, и чувствовали себя как именинники, когда экскурсоводы узнали, что мы из Кустанайской области.

По возвращении из Москвы на празднике в школе перед 7 Ноября нам вручили малые бронзовые медали участников сельскохозяйственной выставки: мы были первыми юными натуралистами-растениеводами нашей области на выставке достижений всей страны. Обидно было только за Веру Павловну: она не стала участницей ВДНХ. Тогда нам было непонятно, почему, а оказалось всё просто: в такую престижную поездку отправились завуч школы и две чиновницы от образования. 

В кружке юных натуралистов Веры Павловны Платоновой было 52 школьника, она действительно умела привлечь ребят: кабинет биологии был как муравейник, одни уходят, другие приходят, и для каждого у Веры Павловны находились интересные задания, опыты. Я помню опыт, которым увлечённо занимались все: в ящик, наполненный опилками, мы посадили зимой килограмм картофеля глазками, они проросли быстро, затем мы их черенковали и так повторяли по мере их роста. Весной картофель пересадили на огромную деляну на пришкольном участке, а осенью получили более ста килограммов картофеля. Выращивала я и клещевину, тогда для нас это было неизвестное растение, из которого готовят касторку. В представлении на кандидата меня участницей ВДНХ записано: «Мачнева Светлана – ученица школы имени Горького в 1953 году, проводя чеканку побегов, получила урожай клещевины в пересчёте на га 18,8 центнеров с делянки 10 кв.метров». Клещевина выросла более трёх метров в высоту. 

И в этом огромная заслуга Веры Павловны – неутомимого педагога, обладающего глубокими профессиональными знаниями. Любовь её к нам была безмерной, по-детски радовалась всегда с нами успешным результатам опытов, мы учились наблюдать явления в мире растений, создавать условия для их развития и бережно к ним относиться. 

В свои долгие годы педагогической работы я понимала, что в истоке моей успешной деятельности и опыт Веры Павловны, наполненный творчеством, профессиональным энтузиазмом, любовью к людям и пониманием, что профессия учителя жертвенная, требует огромного альтруизма и постоянного диалога с теми, кого доверили тебе родители и общество с надеждой, что каждый педагог обладает огромным духовным богатством, его можно передать и через любовь к природе. Воспитание экологического сознания, бережного и заботливого отношения к окружающей среде – важная задача каждого педагога, но авангардом педагогического сообщества в её решении должны быть учителя биологии, влюблённые в природу, с огромным желанием передать эту любовь своим воспитанникам, как основу любви к Родине. 

Светлана МАЧНЕВА,
Отличник просвещения СССР, Отличник народного просвещения КазССР, Почётный член Академии педагогических наук Казахстана


    
 
        

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.