Что такое МОДО? Для учителей-коллег не стоит отвечать на этот вопрос: ответы набили оскомину своими определениями, которые можно прочитать в любой статье по теме. А вот в душе у каждого учителя сразу возникает глухое раздражение от самого вопроса, потому что это связано с огромным напряжением сил, энергии, нервов, времени для педагога, который действительно переживает за МОДО.
Это не просто рейтинг школы, это показатель того, как научен ученик по твоему предмету. Это, в какой-то мере, твой экзамен, показатель твоего профессионализма, лакмусовая бумажка, определяющая, состоялся ли ты в своей профессии. Поэтому я как учитель с огромным стажем работы говорю: «Да!». МОДО должен быть!
Только как учитель русского языка я бы хотела внести свои замечания. Во-первых, его нужно бы проводить в 8 классе . В 9 классе все силы нужно направить на подготовку к итоговой аттестации – написанию сочинения. Я уже писала раньше, что за более чем тридцатилетнюю историю Казахстана сочинение – это относительно новый вид аттестации за курс основного среднего звена. А ведь в советское время дети всегда писали сочинения на выпускном экзамене, и в основном умели писать, то есть, излагали свои мысли и чувства связно, логично и последовательно. В казахстанской системе образования этот фактор поставлен во главу коммуникативных навыков, и правильно!
Во-вторых, мы много работаем с республиканскими сайтами при подготовке к МОДО. И вот какой вывод я сделала: тексты-повествования и тексты-описания художественного стиля практически не встречаются. Подавляющее большинство текстов – это рассуждения. Причём по разделам за курсы 8 и 9 классов. Девятиклассники только на вид взрослые и рослые –акселерация, а в душе они ещё на пороге отрочества, и мышление на отвлечённые темы у них ещё робкое, нуждается в коррекции взрослых. Ведь этим девятиклассникам многим нет ещё и полных 15 лет, поэтому они мыслят ещё по-детски. Поэтому им понятнее работается с текстами в виде описания и повествования, а если у них получается, то они удовлетворены собой, довольны выполненной работой, полученными хорошими результатами, а значит, у детей нет стрессовых ситуаций, депрессии. Сейчас психологическое здоровье подрастающего поколения важнее всяких показателей по учёбе! А текстов такого рода – море, да и они дают великолепные образцы стиля, языка и логики. И как не вспомнить слова В. Г. Белинского: «Читая Пушкина, можно великолепным образом воспитать в себе человека». Действительно, самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.
А теперь практика: как я готовлю своих детей к МОДО? Шаг первый – первичное чтение текста, осмысление вопроса: «О чём этот текст?». Это и есть определение темы текста. Шаг второй – дробление текста на абзацы, также выяснение содержания абзаца. Это микротема. Выписываем ключевые слова и словосочетания из абзаца. Шаг третий – выясняем, в каком абзаце находится главное предложение – основная мысль текста, либо формулируем его своими словами. Шаг четвёртый – находим предложения – доказательства для основной мысли. И последний шаг – определяем, в каких словах заключён вывод.
Если ученик смог ответить на вопросы (а это и есть функциональная грамотность), ему уже легче определить тип речи, стиль языка – это уже технические вопросы. В тестах МОДО практически не встречаются вопросы по академическим знаниям русского языка. Зато много вопросов по выявлению «скрытой» информации. И это по тексту- рассуждению! Но ведь каждый человек имеет своё мнение, оно может не совпадать с мнением того, кто формирует банк тестовых заданий! У меня недавно ученик написал, что он не осуждает Хлестакова: «Ну, выпил, сболтнул лишнего, ничего страшного, молодой, глупый же». И, я приняла его ответ, это ведь он так думает. А одна девочка возмущалась Джульеттой: «Ей всего 14 лет было, она младше меня, разве можно так бросаться на шею первому встречному?» Мне что, за это ей два ставить? Я рада, что они прочитали текст, примерили его на себя и выдали своё мнение. Но в МОДО их ответ могут засчитать за «неуд». Опять рейтинг, опять ножницы интересов!
Но не будем падать духом, всё будет хорошо. И мы, костанайские учителя, достойно выдержим экзамен, имя которому МОДО!
Гуль САРСЕНБАЕВА,
учитель русского языка и литературы Абайской ОСШ, Костанайский район
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.