МОДО: да или нет?

Выпуск - №10(607)   :   15.03.2024
879
image

Что такое МОДО? Для учителей-коллег не стоит отвечать на этот вопрос: ответы набили оскомину своими определениями, которые можно прочитать в любой статье по теме. А вот в душе у каждого учителя сразу возникает глухое раздражение от самого вопроса, потому что это связано с огромным напряжением сил, энергии, нервов, времени для педагога, который действительно переживает за МОДО.

Это не просто рейтинг школы, это показатель того, как научен ученик по твоему предмету. Это, в какой-то мере, твой экзамен, показатель твоего профессионализма, лакмусовая бумажка, определяющая, состоялся ли ты в своей профессии. Поэтому я как учитель с огромным стажем работы говорю: «Да!». МОДО должен быть!
Только как учитель русского языка я бы хотела внести свои замечания. Во-первых, его нужно бы проводить в 8 классе . В 9 классе все силы нужно направить на подготовку к итоговой аттестации – написанию сочинения. Я уже писала раньше, что за более чем тридцатилетнюю историю Казахстана сочинение – это относительно новый вид аттестации за курс основного среднего звена. А ведь в советское время дети всегда писали сочинения на выпускном экзамене, и в основном умели писать, то есть, излагали свои мысли и чувства связно, логично и последовательно. В казахстанской системе образования этот фактор поставлен во главу коммуникативных навыков, и правильно!
Во-вторых, мы много работаем с республиканскими сайтами при подготовке к МОДО. И вот какой вывод я сделала: тексты-повествования и тексты-описания художественного стиля практически не встречаются. Подавляющее большинство текстов – это рассуждения. Причём по разделам за курсы 8 и 9 классов. Девятиклассники только на вид взрослые и рослые –акселерация, а в душе они ещё на пороге отрочества, и мышление на отвлечённые темы у них ещё робкое, нуждается в коррекции взрослых. Ведь этим девятиклассникам многим нет ещё и полных 15 лет, поэтому они мыслят ещё по-детски. Поэтому им понятнее работается с текстами в виде описания и повествования, а если у них получается, то они удовлетворены собой, довольны выполненной работой, полученными хорошими результатами, а значит, у детей нет стрессовых ситуаций, депрессии. Сейчас психологическое здоровье подрастающего поколения важнее всяких показателей по учёбе! А текстов такого рода – море, да и они дают великолепные образцы стиля, языка и логики. И как не вспомнить слова В. Г. Белинского: «Читая Пушкина, можно великолепным образом воспитать в себе человека». Действительно, самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.
А теперь практика: как я готовлю своих детей к МОДО? Шаг первый – первичное чтение текста, осмысление вопроса: «О чём этот текст?». Это и есть определение темы текста. Шаг второй – дробление текста на абзацы, также выяснение содержания абзаца. Это микротема. Выписываем ключевые слова и словосочетания из абзаца. Шаг третий – выясняем, в каком абзаце находится главное предложение – основная мысль текста, либо формулируем его своими словами. Шаг четвёртый – находим предложения – доказательства для основной мысли. И последний шаг – определяем, в каких словах заключён вывод.
Если ученик смог ответить на вопросы (а это и есть функциональная грамотность), ему уже легче определить тип речи, стиль языка – это уже технические вопросы. В тестах МОДО практически не встречаются вопросы по академическим знаниям русского языка. Зато много вопросов по выявлению «скрытой» информации. И это по тексту- рассуждению! Но ведь каждый человек имеет своё мнение, оно может не совпадать с мнением того, кто формирует банк тестовых заданий! У меня недавно ученик написал, что он не осуждает Хлестакова: «Ну, выпил, сболтнул лишнего, ничего страшного, молодой, глупый же». И, я приняла его ответ, это ведь он так думает. А одна девочка возмущалась Джульеттой: «Ей всего 14 лет было, она младше меня, разве можно так бросаться на шею первому встречному?» Мне что, за это ей два ставить? Я рада, что они прочитали текст, примерили его на себя и выдали своё мнение. Но в МОДО их ответ могут засчитать за «неуд». Опять рейтинг, опять ножницы интересов!
Но не будем падать духом, всё будет хорошо. И мы, костанайские учителя, достойно выдержим экзамен, имя которому МОДО!

Гуль САРСЕНБАЕВА,
учитель русского языка и литературы Абайской ОСШ, Костанайский район

 
 

Реклама

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».

Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
2
3
4