Мой сторителлинг о здании, компании и людях педагогической профессии

Выпуск - №20(517)   :   20.05.2022
425

Практически в центре Костаная, на углу улиц Алтынсарина и Пролетарской находится здание, хорошо знакомое каждому педагогу области. Это филиал акционерного общества «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу», отмечающий в этом году 10 лет в ряду почти 75-летней истории повышения квалификации Костанайской области. 

Оглядываясь на эти годы, вспоминается личная история, связанная с институтом усовершенствования и зданием, в котором он расположен по адресу Пролетарская, 86. Ранее в этом здании находилась восьмилетняя школа №2, в которой я училась с 1966 по 1974 годы. Директором школы был А.А. Кащенко. До сей поры вспоминаю с теплотой всех педагогов и нашу маленькую школу с печным отоплением и зелёным пришкольным участком. Школа – это место, где мне всегда было хорошо, спокойно, комфортно и радостно, место, где нас, учеников, понимали, учили тому, что пригодится в жизни.

Первый мой учитель Зинаида Васильевна Алпатова – строгая, всегда серьёзная, немного консервативная, но бесконечно преданная профессии педагога. Она научила нас, несмышлёных, читать, писать, считать, дала фундамент для жизни. Спасибо огромное ей за это!

Радио – основной источник информации в то время. Телевизоры были не во всех семьях, соседи собирались вечерами вместе и смотрели программы Центрального телевидения по часам. А в нашей школе был свой радиоузел, и мы были в курсе всех событий, фраза: «Говорит школьный радиоузел!» была привычной и ожидаемой. Проводились всесоюзные радиолинейки, и ученики были причастны ко всему, происходящему в мире. Библиотека, радиоузел, пионерский штаб, знамённая группа – первые объединения и коллективы, где мы проявляли активность, строили планы и мечтали… А рядом всегда были педагоги – наши мудрые и надёжные наставники и путеводители.

Вспоминаю и наш школьный драмкружок, его руководитель Мария Сергеевна Савченко – эталон слова, стиля в литературе и поэзии. Первые постановки – это робость и неуверенность, сказки, пьесы, затем «Евгений Онегин» – уже серьёзные роли и чувства. Школа была восьмилетней, и в восьмом классе казалось, что мы такие взрослые, а нам всего 14-15 лет. Но мы уже прочли зарубежную классику: Дюма, Мопассана, Вальтера Скотта, Бальзака, Эмиля Золя, Жюля Верна… Всё прочитанное впитывалось и обсуждалось на внеклассных мероприятиях вместе с учителями.

Вспоминаются школьные праздники, первые школьные вечера для старшеклассников, Новый год. Его готовили за месяц: рисовали стенгазеты, готовили номера, костюмы. В фойе ставили ёлку, а на ней – волшебные огоньки (обычные электрические лампочки, которые сами раскрашивали). Ещё нам разрешали украшать классы снежинками и гирляндами, которые делали сами, из салфеток и раскрашенной бумаги, разрисовывать окна зубным порошком.

Были и предметные праздники, такие как праздники языков в школе, на которых демонстрировались таланты и знания. Их организатор – Галина Васильевна, наш учитель, с чертами французской дамы, на которую старались быть похожими все девчонки школы. Химия, физика, география, геометрия – все педагоги со своей манерой преподавания и все особые. Каждый предмет был важным!

Сейчас, когда уже сама имею 44-летний педагогический опыт, понимаю, что наша вторая школа, несмотря ни на что, была первой и лучшей, в ней была особая простота и изысканность, в ней были тепло, уют и крепкие знания. Учебная деятельность занимала много времени, но и внеклассной работой все были охвачены до самого вечера: хор, лыжи, кружок «Делай с нами», электротехника, походы, сбор металлолома и макулатуры, шефство над ветеранами войны. Школа объединяла всех, и даже тех, кто не был успешным в учёбе, а проявлял трудолюбие и иные таланты во внеклассной деятельности. Эти виды общественной нагрузки повлияли на традицию помогать людям на протяжении жизни, независимо от выбранной профессии.

Педагоги-мужчины в школе большая редкость. У нас их было много, они занимали особое место в воспитании мальчишек, которые не всегда подчинялись требованиям школы, но авторитет мужчин был непререкаемым. Директор школы и учитель физики – Александр Андреевич Остроухов. В моей жизни он был учителем и наставником всегда. Посчастливилось работать под его руководством в школе-интернате для детей с нарушениями слуха. Он – образец педагога и семьянина, добрый, отзывчивый человек, всегда помогал мне. Спасибо ему за мудрость жизни!

Флоренц Рихардович Валгепеа – строг и пунктуален. У него всегда улыбались и искрились только глаза, безукоризненно вежлив и очень любил свой предмет. Закономерно, что все они стали уважаемыми руководителями школ города.

Школьным хором руководил молодой педагог Сергей Алексеевич Лысиков: мы пели, учили хороводы к празднику – это всё как лучшее время сохранилось в моей памяти. 

Наша пионервожатая Любовь Геращенко – это огонь в делах и культура в поступках, мы могли часами слушать, как она играла на фортепиано в библиотеке на первом этаже. Впоследствии она стала уважаемым в городе адвокатом.

С 1980 года я близко познакомилась с деятельностью института усовершенствования учителей, поскольку была участником курсов для воспитателей детских садов подготовительных групп, затем участником Всесоюзного совещания с министром образования СССР Михаилом Прокофьевым и министром КазССР Кожахметом Балахметовым, где опыт работы нашей Кустанайской области был отмечен высоко. Директором института был Пётр Николаевич Рузанов, затем Василий Николаевич Колесник, которые научили нас, молодых, мыслить масштабно и быть в курсе событий, представлять область и работать на общий высокий результат.

Огромное влияние на моё развитие и становление оказало знакомство с Раушан Абдугалиевной Байсариной, для меня она – эталон женщины, лицо области, мудрый наставник. Первый опыт, как встречать гостей области, организовать чаепитие, экскурсию получила у неё. Мелодичный голос, манера держаться – всё располагало к диалогу и создавало рабочую атмосферу на встречах. 

Конечно, кадровый потенциал нашей области был уникальным всегда. Я с теплотой и восторгом вспоминаю заслуженных ветеранов педагогического труда Зияду Кабисултановну Дельдибекову, Людмилу Ивановну Мирошникову, Кульсун Сатбековну Туякову, Тамару Михайловну Калашникову, Станиславу Александировну Щегельскую, Амину Габдрахмановну Махмутову, Веру Борисовну Рубцову. 

За 10 лет работы в институте «Өрлеу» очень много сделано нынешним директором Марионеллой Слесарь для создания нового имиджа в этом вековом, пронизанном духом педагогики здании. Регулярное обновление программ курсовой подготовки, качественный контент и постоянный мониторинг качества курсов, поиск и освещение актуальных проблем в рамках семинаров, вебинаров, мастер-классов, активное профессиональное информирование на сайте и в социальных сетях, предоставление площадок для демонстрации инновационного опыта, научно-методическое сопровождение педагогических работников с целью их инновационного развития  –  вот далеко неполный перечень того, что   характеризует сегодня костанайский филиал «Өрлеу». 

Эффективность деятельности любого трудового коллектива определяется несколькими составляющими. Одним их них является социально-психологический климат. Опытные руководители, осознавая связь климата и продуктивности деятельности, уделяют ему первоочередное внимание. Прогрессивный руководитель организации устанавливает единые цели и основные направления деятельности, а также способы реализации целей. Марионелла Васильевна создала в организации такой микроклимат, при котором сотрудники максимально вовлечены в процесс достижения поставленных целей. 

Сегодняшние педагоги и специалисты института – это профессионалы, для которых характерна постоянная готовность помочь педагогу, разобраться и освоить новые знания и навыки для практической работы в школе: Галия Сапарбековна Жусупова, Айнур Нурлановна Мускина, Роман Владимирович Худяков, Наталья Семёновна Истомина и другие. Характерно для института и привлечение педагогов-практиков в качестве лекторов на курсах и семинарах. Это даёт возможность передовым педагогам области делиться своими наработками, своим опытом, распространять лучшие педагогические практики. 

Мне тоже приходилось участвовать в качестве лектора на курсах, организованных институтом: «Инклюзивное образование в условиях реализации обновлённого содержания образования для детей с особыми образовательными потребностями» для учителей организаций среднего образования и «Современные технологии обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями» для педагогов, воспитателей специальных организаций образования. А также делиться своим опытом на семинаре «Инклюзивное образование – теоретические основы и практическая реализация в различных образовательных системах» для учителей организаций среднего образования. И такую практику считаю крайне полезной как для педагогов-слушателей, так и для педагога-лектора.

Хочется поздравить коллектив института с высокими показателями по охвату курсовой подготовкой и иным показателям эффективности, пожелать исполнения долгосрочных целей. Пусть все проекты и начинания легко исполнятся, а профессиональный рост педагогов станет условием качества образования Костанайской области в целом! 

Людмила ГРИНЬКОВА, 
Отличник образования РК, замдиректора Костанайского специального комплекса «детский сад-школа-интернат» для детей с особыми образовательными потребностями №2


 

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.