Так организаторы проекта «Русский язык в Казахстане – новые горизонты» назвали свою заключительную программу, которая была подготовлена для десяти победителей второго этапа, финалистов международного конкурса среди учителей русского языка и литературы.
Павильон Казахстана на ВДНХ
Десять финалистов прибыли в Москву из Нур-Султана авиарейсом. В аэропорту Шереметьево казахстанских педагогов встретили координатор проекта Татьяна Орлова и гид Анна Шевчук. Сразу же началась обзорно-пешеходная экскурсия по городу.
Москве в сентябре исполняется 875 лет. Первое упоминание о Москве приходится на 1147-й год, основателем города является Юрий Долгорукий, памятник которому установлен в центре столицы. Москва разрасталась из колец крепостных стен, отсюда знаменитые «московские кольца», которые теперь представляют собой главные автодороги. В старой исторической части города древних стен сохранилось ещё много, например, стены Китай-города, Земляного города, Старого города. Москвичи бережно хранят историю, в ухоженном состоянии много старых особняков, доходных домов классической архитектуры, в стиле ампир, модерн. В Москве три смотровые площадки, на одной из которых мы побывали. На Воробьёвых горах с одной стороны возвышается МГУ им. М.Ломоносова – одна из семи знаменитых сталинских высоток, возведённых в 1947 году к 800-летию Москвы. С другой стороны смотровой площадки – крупнейший стадион Лужники.
После обеда в Россотрудничестве прошла торжественная церемония награждения финалистов международного конкурса «Русский язык в Казахстане – новые горизонты». 10 преподавателей получили дипломы и ценные подарки от агентства и Русской гуманитарной миссии. В ответ гости также вручили подарки организаторам, а Мадина Калмакова из Кызылорды исполнила песню «Дударай».
Затем нас ждала теплоходная прогулка по Москве-реке – популярном виде отдыха у туристов и гостей города. 90 км по Москве тянется река, а вся её протяжённость 500 км. С палубы теплохода мы увидели немало интересного: знаменитый памятник Петру I Зураба Церетели, высотка на Котельнической набережной, в которой проходили съёмки фильма «Москва слезам не верит», новая достопримечательность – парящий мост в Зарядье и многое другое. На другой день с утра отправились в город на метро, интересно было наблюдать за простыми москвичами, обратил внимание, что люди доброжелательные, вежливые. В это же утро состоялась экскурсия по Кремлю и Красной площади: Царь-пушка и Царь-колокол, Успенский собор, в котором раньше короновали на царство, пост №1 у могилы неизвестного солдата… Красная площадь, как всегда, многолюдна, заполнена туристами. Вечером нас ждал поход в театр РАМТ на балет «Лебединое озеро». Молодые артисты, танцевавшие под бессмертную музыку Петра Чайковского, были великолепны.
Третий день начался вновь с метро, где произошло знакомство со станцией «Чеховская», впечатлила мозаика на стенах по сюжетам из произведений Антона Павловича. Потом была площадь Пушкина и пешеходная экскурсия по Тверскому бульвару. Интересно, что памятник Александру Сергеевичу, как и храм Христа Спасителя, был построен на народные деньги, это знак уважения, признательности и любви москвичей к великому поэту. По словам Анны Шевчук, когда власти решили памятник Пушкину перенести с первоначального места на площадь, планировали сделать это тайно. Но москвичи всё прознали, и собрался весь город, который внимательно наблюдал за процессом переноса так чтимого сооружения. После Пушкина, и это логично, отправились в дом-музей Михаила Лермонтова. С 14 лет Миша Лермонтов начал «марать стихи», до этого больше рисовал, в нём был огромный талант живописца. Его роман «Герой нашего времени» был переведён на французский язык Столыпиным, племянником поэта, и стал довольно популярен во Франции. Болезненного Мишеля бабушка часто возила на Кавказ лечиться. И по злой усмешке судьбы именно Кавказ стал местом гибели Лермонтова.
У памятника Н.В. Гоголю
В ходе литературной экскурсии мы посетили дом-музей Гоголя, где Николай Васильевич закончил свой земной путь, музей-квартиру Пушкина на Арбате, где Александр Сергеевич жил с молодой женой после венчания. В память об этом перед домом – памятник Александру Пушкину и Наталье Гончаровой. 10 августа – день рождения Абая Кунанбаева, поэтому группа казахстанских педагогов отправилась на Чистые Пруды, чтобы возложить цветы к памятнику поэта. Приятно, что в самом центре Москвы, в красивом месте, которое само по себе известная достопримечательность, установлен памятник нашему великому соотечественнику. Абай всегда ассоциируется со словами «просвещение, знание, культура». Во всех своих произведениях он призывал народ к знаниям, к изучению русского языка, к мировой культуре.
Главная цель Русской гуманитарной миссии – мир и сближение культур. Благодаря проекту РГМ мы оказались в Москве и, можно сказать, претворяли в жизнь заветы Абая: расширяли границы языков и сближали культуры двух народов. Четвёртый день пребывания в Москве начался с посещения ВДНХ, где в одном из павильонов состоялась онлайн пресс-конференция с представителями различных СМИ Казахстана. Журналисты и блогеры задавали вопросы организаторам проекта и финалистам конкурса, было много вопросов по содержанию проекта, системе образования, уровню преподавания, интереса к языку, качеству учебников, выбору абитуриентами вузов для поступления, словом, было очень интересно, состоялся продуктивный диалог между учителями и журналистами. Посетили несколько павильонов ВДНХ, запомнился павильон «Космос», потому что именно с Байконура стартуют космические корабли, а спускаемые аппараты приземляются в Костанайской области. Затем было немного экстрима: мы посетили панорамный кинотеатр, где нам предстоял «полёт над Москвой». Я бы назвал это уроком-обобщением: мы уже были знакомы со многими достопримечательностями Москвы, теперь нам это предстояло увидеть с высоты, мы парили над городом, всё увиденное пробегало перед нами, и если мы не могли вспомнить, то нас обдавало брызгами или гарью, либо мы на полном ходу врезались в пролетающий вертолёт. Все кричали, визжали, орали, эмоции перехлёстывали, экстрима было много, получился «урок на закрепление пройденного в необычной форме». Таковы сейчас чудеса новых технологий.
Завершился день беседой в РГМ, встречей с руководителем Сергеем Шевчуком, за чашкой чая состоялся душевный разговор, обмен мнениями, впечатлениями, гости дали высокую оценку проекту и пожелали организаторам новых креативных идей во имя укрепления дружеских отношений между двумя странами. Заключительные два дня нашего пребывания в Москве оказались не менее насыщенными, чем предыдущие. В пятницу, 12 августа, с утра мы посетили ещё один литературный музей – усадьбу Л.Н. Толстого в Хамовниках, место историческое, уголок живого прошлого в самом центре современной Москвы. Обязательным условием при выборе семейного гнезда для будущих хозяев было наличие сада, который сохранился до наших дней – остались даже деревья, помнящие Льва Николаевича. В музее экскурсовод Даниил рассказал о тех, кто жил в этом доме и кто бывал здесь в гостях, об укладе, принятом в усадьбе, о том, как писатель проводил здесь свободное время, работал над своими произведениями, как встречали и провожали его в Москве, в том числе и в последний раз, в 1909 году. Писатель 19 лет жил в Москве, переехал сюда ради будущего детей, хотел, чтобы они получили хорошее образование. Хамовники – слобода, где жили ткачи (хам – это ткач). Толстой и в Москве вёл привычный здоровый образ жизни, часто выходил в город, помогал пильщикам, после физической работы говорил, что это наполняет его жизнью, придаёт энергию. В саду московского дома зимой заливали каток, и вся семья каталась на коньках. В одной из комнат дома можно было увидеть велосипед, гантели, простую рабочую одежду. Москвичи очень любили писателя, весь город выходил провожать его в 1909 году. От истории литературы перешли к истории искусства: в этот же день побывали в музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и в Третьяковской галерее. Пушкинский музей, основанный профессором МГУ Иваном Цветаевым – отцом Марины Цветаевой, – это крупнейшее в России художественное собрание зарубежного искусства от Древнего Египта и Древнего Рима до современных произведений. Третьяковка – бесценный дар коллекционера и мецената купца Павла Третьякова, собравшего богатейшее наследие великих русских художников, которым сейчас любуется весь мир.
Последний день пребывания в Москве прошёл на высоте – в прямом и переносном смыслах: после посещения знаменитого московского зоопарка наша группа побывала на смотровой площадке башни «Федерация» в Москва-Сити, откуда открываются потрясающие виды на город с высоты 89-го этажа. С огромной высоты мы ещё раз полюбовались Москвой, вспомнили места, в которых побывали, посмотрели короткий фильм. Туристов бесплатно угощали мороженым и шоколадом. К слову, Москва – город дорогой. Билеты в театры, музеи, выставки и прочее начинаются в среднем от пяти тысяч тенге. Тем ценнее то внимание, которое оказали организаторы поездки нам, финалистам конкурса: и трансфер, и проживание, и все экскурсии были за их счёт.
- За прошедшие месяцы мы познакомились с удивительными, незаурядными, талантливыми педагогами, верными своему делу, своим ученикам и русскому языку. В результате родилось множество идей, касающихся преподавания и продвижения русского языка и культуры не только в Казахстане, но и в других странах СНГ. Профессиональное развитие, плодотворное общение, вдохновение и мотивация – вот что дал конкурс его участникам. И среди множества тёплых слов и пожеланий в адрес Русской гуманитарной миссии чаще всего звучала просьба о продолжении конкурса «Русский язык – новые горизонты», а, значит, пора подумать о следующем, – такими словами простились с нами организаторы проекта, сотрудники РГМ.
Асхат АЛТЫБАЕВ,
учитель ОШ №14, г. Рудный
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».
Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.