Так организаторы проекта «Русский язык в Казахстане – новые горизонты» назвали свою заключительную программу, которая была подготовлена для десяти победителей второго этапа, финалистов международного конкурса среди учителей русского языка и литературы.
Павильон Казахстана на ВДНХ
Десять финалистов прибыли в Москву из Нур-Султана авиарейсом. В аэропорту Шереметьево казахстанских педагогов встретили координатор проекта Татьяна Орлова и гид Анна Шевчук. Сразу же началась обзорно-пешеходная экскурсия по городу.
Москве в сентябре исполняется 875 лет. Первое упоминание о Москве приходится на 1147-й год, основателем города является Юрий Долгорукий, памятник которому установлен в центре столицы. Москва разрасталась из колец крепостных стен, отсюда знаменитые «московские кольца», которые теперь представляют собой главные автодороги. В старой исторической части города древних стен сохранилось ещё много, например, стены Китай-города, Земляного города, Старого города. Москвичи бережно хранят историю, в ухоженном состоянии много старых особняков, доходных домов классической архитектуры, в стиле ампир, модерн. В Москве три смотровые площадки, на одной из которых мы побывали. На Воробьёвых горах с одной стороны возвышается МГУ им. М.Ломоносова – одна из семи знаменитых сталинских высоток, возведённых в 1947 году к 800-летию Москвы. С другой стороны смотровой площадки – крупнейший стадион Лужники.
После обеда в Россотрудничестве прошла торжественная церемония награждения финалистов международного конкурса «Русский язык в Казахстане – новые горизонты». 10 преподавателей получили дипломы и ценные подарки от агентства и Русской гуманитарной миссии. В ответ гости также вручили подарки организаторам, а Мадина Калмакова из Кызылорды исполнила песню «Дударай».
Затем нас ждала теплоходная прогулка по Москве-реке – популярном виде отдыха у туристов и гостей города. 90 км по Москве тянется река, а вся её протяжённость 500 км. С палубы теплохода мы увидели немало интересного: знаменитый памятник Петру I Зураба Церетели, высотка на Котельнической набережной, в которой проходили съёмки фильма «Москва слезам не верит», новая достопримечательность – парящий мост в Зарядье и многое другое. На другой день с утра отправились в город на метро, интересно было наблюдать за простыми москвичами, обратил внимание, что люди доброжелательные, вежливые. В это же утро состоялась экскурсия по Кремлю и Красной площади: Царь-пушка и Царь-колокол, Успенский собор, в котором раньше короновали на царство, пост №1 у могилы неизвестного солдата… Красная площадь, как всегда, многолюдна, заполнена туристами. Вечером нас ждал поход в театр РАМТ на балет «Лебединое озеро». Молодые артисты, танцевавшие под бессмертную музыку Петра Чайковского, были великолепны.
Третий день начался вновь с метро, где произошло знакомство со станцией «Чеховская», впечатлила мозаика на стенах по сюжетам из произведений Антона Павловича. Потом была площадь Пушкина и пешеходная экскурсия по Тверскому бульвару. Интересно, что памятник Александру Сергеевичу, как и храм Христа Спасителя, был построен на народные деньги, это знак уважения, признательности и любви москвичей к великому поэту. По словам Анны Шевчук, когда власти решили памятник Пушкину перенести с первоначального места на площадь, планировали сделать это тайно. Но москвичи всё прознали, и собрался весь город, который внимательно наблюдал за процессом переноса так чтимого сооружения. После Пушкина, и это логично, отправились в дом-музей Михаила Лермонтова. С 14 лет Миша Лермонтов начал «марать стихи», до этого больше рисовал, в нём был огромный талант живописца. Его роман «Герой нашего времени» был переведён на французский язык Столыпиным, племянником поэта, и стал довольно популярен во Франции. Болезненного Мишеля бабушка часто возила на Кавказ лечиться. И по злой усмешке судьбы именно Кавказ стал местом гибели Лермонтова.
У памятника Н.В. Гоголю
В ходе литературной экскурсии мы посетили дом-музей Гоголя, где Николай Васильевич закончил свой земной путь, музей-квартиру Пушкина на Арбате, где Александр Сергеевич жил с молодой женой после венчания. В память об этом перед домом – памятник Александру Пушкину и Наталье Гончаровой. 10 августа – день рождения Абая Кунанбаева, поэтому группа казахстанских педагогов отправилась на Чистые Пруды, чтобы возложить цветы к памятнику поэта. Приятно, что в самом центре Москвы, в красивом месте, которое само по себе известная достопримечательность, установлен памятник нашему великому соотечественнику. Абай всегда ассоциируется со словами «просвещение, знание, культура». Во всех своих произведениях он призывал народ к знаниям, к изучению русского языка, к мировой культуре.
Главная цель Русской гуманитарной миссии – мир и сближение культур. Благодаря проекту РГМ мы оказались в Москве и, можно сказать, претворяли в жизнь заветы Абая: расширяли границы языков и сближали культуры двух народов. Четвёртый день пребывания в Москве начался с посещения ВДНХ, где в одном из павильонов состоялась онлайн пресс-конференция с представителями различных СМИ Казахстана. Журналисты и блогеры задавали вопросы организаторам проекта и финалистам конкурса, было много вопросов по содержанию проекта, системе образования, уровню преподавания, интереса к языку, качеству учебников, выбору абитуриентами вузов для поступления, словом, было очень интересно, состоялся продуктивный диалог между учителями и журналистами. Посетили несколько павильонов ВДНХ, запомнился павильон «Космос», потому что именно с Байконура стартуют космические корабли, а спускаемые аппараты приземляются в Костанайской области. Затем было немного экстрима: мы посетили панорамный кинотеатр, где нам предстоял «полёт над Москвой». Я бы назвал это уроком-обобщением: мы уже были знакомы со многими достопримечательностями Москвы, теперь нам это предстояло увидеть с высоты, мы парили над городом, всё увиденное пробегало перед нами, и если мы не могли вспомнить, то нас обдавало брызгами или гарью, либо мы на полном ходу врезались в пролетающий вертолёт. Все кричали, визжали, орали, эмоции перехлёстывали, экстрима было много, получился «урок на закрепление пройденного в необычной форме». Таковы сейчас чудеса новых технологий.
Завершился день беседой в РГМ, встречей с руководителем Сергеем Шевчуком, за чашкой чая состоялся душевный разговор, обмен мнениями, впечатлениями, гости дали высокую оценку проекту и пожелали организаторам новых креативных идей во имя укрепления дружеских отношений между двумя странами. Заключительные два дня нашего пребывания в Москве оказались не менее насыщенными, чем предыдущие. В пятницу, 12 августа, с утра мы посетили ещё один литературный музей – усадьбу Л.Н. Толстого в Хамовниках, место историческое, уголок живого прошлого в самом центре современной Москвы. Обязательным условием при выборе семейного гнезда для будущих хозяев было наличие сада, который сохранился до наших дней – остались даже деревья, помнящие Льва Николаевича. В музее экскурсовод Даниил рассказал о тех, кто жил в этом доме и кто бывал здесь в гостях, об укладе, принятом в усадьбе, о том, как писатель проводил здесь свободное время, работал над своими произведениями, как встречали и провожали его в Москве, в том числе и в последний раз, в 1909 году. Писатель 19 лет жил в Москве, переехал сюда ради будущего детей, хотел, чтобы они получили хорошее образование. Хамовники – слобода, где жили ткачи (хам – это ткач). Толстой и в Москве вёл привычный здоровый образ жизни, часто выходил в город, помогал пильщикам, после физической работы говорил, что это наполняет его жизнью, придаёт энергию. В саду московского дома зимой заливали каток, и вся семья каталась на коньках. В одной из комнат дома можно было увидеть велосипед, гантели, простую рабочую одежду. Москвичи очень любили писателя, весь город выходил провожать его в 1909 году. От истории литературы перешли к истории искусства: в этот же день побывали в музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и в Третьяковской галерее. Пушкинский музей, основанный профессором МГУ Иваном Цветаевым – отцом Марины Цветаевой, – это крупнейшее в России художественное собрание зарубежного искусства от Древнего Египта и Древнего Рима до современных произведений. Третьяковка – бесценный дар коллекционера и мецената купца Павла Третьякова, собравшего богатейшее наследие великих русских художников, которым сейчас любуется весь мир.
Последний день пребывания в Москве прошёл на высоте – в прямом и переносном смыслах: после посещения знаменитого московского зоопарка наша группа побывала на смотровой площадке башни «Федерация» в Москва-Сити, откуда открываются потрясающие виды на город с высоты 89-го этажа. С огромной высоты мы ещё раз полюбовались Москвой, вспомнили места, в которых побывали, посмотрели короткий фильм. Туристов бесплатно угощали мороженым и шоколадом. К слову, Москва – город дорогой. Билеты в театры, музеи, выставки и прочее начинаются в среднем от пяти тысяч тенге. Тем ценнее то внимание, которое оказали организаторы поездки нам, финалистам конкурса: и трансфер, и проживание, и все экскурсии были за их счёт.
- За прошедшие месяцы мы познакомились с удивительными, незаурядными, талантливыми педагогами, верными своему делу, своим ученикам и русскому языку. В результате родилось множество идей, касающихся преподавания и продвижения русского языка и культуры не только в Казахстане, но и в других странах СНГ. Профессиональное развитие, плодотворное общение, вдохновение и мотивация – вот что дал конкурс его участникам. И среди множества тёплых слов и пожеланий в адрес Русской гуманитарной миссии чаще всего звучала просьба о продолжении конкурса «Русский язык – новые горизонты», а, значит, пора подумать о следующем, – такими словами простились с нами организаторы проекта, сотрудники РГМ.
Асхат АЛТЫБАЕВ,
учитель ОШ №14, г. Рудный
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.