На протяжении четырёх лет в сфере образования реализуется Закон РК «О статусе педагога». Закон работает и обеспечивает социальное и финансовое благосостояние казахстанских педагогов. Им даны большие возможности для профессионального и карьерного роста. Но при этом не следует забывать и о той ответственности, которую накладывают особенности профессии. О значимости такого понятия как «педагогическая этика» мы беседуем с руководителем департамента по обеспечению качества в сфере образования Костанайской области Айнагуль СУРАГАНОВОЙ.
- Любое государство в своём развитии определяет образование приоритетной стратегией, а педагог становится главной фигурой в формировании образованного общества. Вспоминаю слова нашего земляка-просветителя Ибрая Алтынсарина, который сказал: «Маған жақсы мұғалім бәрінен де қымбат, өйткені мұғалім – мектептің жүрегі». Слова поэта Гафу Кайырбекова «Ұстаз болу-адамның асылдығы» также показывают особенность и значимость профессии педагога в обществе. Эти слова не утратили своего высокого значения и поныне. К сожалению, порой педагоги переступают ту грань, которая определяется понятием «педагогическая этика».
Педагог – это не только учитель или носитель знаний, умений и навыков. Это человек, работающий с большой аудиторией: учениками, родителями, педагогами, социумом в целом. Поэтому и специфичность труда педагога состоит в умении выстраивать отношения с разными людьми. Понятие «педагогическая этика» дано в Законе Республики Казахстан «О статусе педагога» и определено как нормы поведения педагогов. А согласно Правилам педагогической этики, «представляет собой свод общих принципов и норм педагогической этики, которыми руководствуются педагоги организаций образования». Обязанность педагогов по соблюдению педагогической этики содержится и в Законе РК «Об образовании» от 1999 года, от 2007 года. То есть, этический вопрос не терял актуальности. В Правилах педагогической этики (это уже современный нормативный правовой акт) к основным принципам отнесена непрерывность профессионального развития. Сегодня профессиональную этику педагога нужно принимать как неотъемлемую составляющую профессионального мастерства, но прежде всего, педагогическая этика – это признание приоритета общечеловеческих ценностей.
- Какова ситуация в нашей области с соблюдением педагогической этики?
- С принятием Закона РК «О статусе педагога» в функции территориальных департаментов по обеспечению качества в сфере образования внесено рассмотрение вопросов по соблюдению педагогической этики и защите прав педагогов, были созданы консультативно-совещательные органы по вопросам педагогической этики и защите прав педагогов. За три года функционирования консультативно-совещательного органа при департаменте по Костанайской области поступили обращения от педагогов по отказу в присвоении квалификационной категории, по истребованию от педагогов отчётов, не предусмотренных законодательством, нанесению телесных повреждений педагогами, по нарушению педагогического такта. Уже в этом году рассмотрены факты нарушения принципов академической честности педагогами нашей области: учителя передавали ученикам ответы во время решения заданий предметной олимпиады.
При организациях образования с 2020 года действуют советы по педагогической этике, которые также рассматривают вопросы соблюдения педагогами этических норм. Работа советов предусматривает и профилактику нарушений этики. Решения перечисленных коллегиальных органов носят рекомендательный характер. Отмечу, что в составах коллегиальных органов присутствуют независимые от организации образования специалисты, что обеспечивает прозрачность и объективность принимаемых решений и рекомендаций.
- Предусмотрена ли ответственность за нарушение педагогической этики? Какие меры ответственности применимы в случаях нарушения прав педагогов?
- Согласно Закону РК «О статусе педагога» нарушение педагогической этики является дисциплинарным проступком и влечёт дисциплинарную ответственность педагога в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан. Предусмотрена мера ответственности и за нарушение прав педагогов. Педагогам известно, что при осуществлении профессиональной деятельности не допускаются привлечение педагогов к видам работ, не связанным с профессиональными обязанностями, за исключением случаев, предусмотренных законами РК; истребование у педагога отчётности либо информации, не предусмотренной законодательством РК в области образования; проведение проверок, не предусмотренных законами РК; возложение на него обязанности по приобретению товаров и услуг; привлечение педагогов государственных организаций среднего образования при осуществлении ими профессиональной деятельности к проведению мероприятий негосударственных организаций. За нарушение прав педагогов согласно Кодексу Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» применяется предупреждение, повторное совершение нарушения в течение года после наложения административного взыскания влечёт штраф должностных лиц в размере 20 МРП, субъектов малого предпринимательства или некоммерческих организаций – 60, субъектов среднего предпринимательства – 80, субъектов крупного предпринимательства – 120 месячных расчетных показателей. В деятельности департамента имеются два факта выявления нарушения прав педагогов и применение норм КоАП РК к нарушителям.
- Следует вывод, что соблюдение педагогической этики – вопрос серьёзный и проблемный?
- Профессия педагога – источник его огромной ответственности. Я как руководитель департамента, в компетенции которого разрешение вопросов этики и прав педагогов, на основе поступающих многочисленных жалоб по несоблюдению педагогической этики, считаю своей обязанностью сделать акценты на отдельных нормах этики педагогов, которые чаще всего нарушаются. Педагоги в служебное и неслужебное время неукоснительно соблюдают трудовую дисциплину, придерживаются делового стиля в одежде в период исполнения своих служебных обязанностей. В социальных сетях способствуют укреплению в обществе высокого звания педагога. Обеспечивают конфиденциальность успехов (неуспехов) обучающегося и воспитанника, его социального положения, места работы родителей (законных представителей). Не ставят публично под сомнение профессиональную квалификацию другого педагога. Воздерживаются от голословных и бездоказательных жалоб и обращений, не принимают ответных мер против лица, который обратился с жалобой на нарушение педагогической этики. В своей деятельности неукоснительно соблюдают принципы академической честности.
Работа педагога не всегда соответствует требованиям и нормам педагогической этики, не у каждой дилеммы существует простое решение. Но важно помнить, что мы – педагоги, по призванию ответственные за нравственные ориентиры общества.
Раушан ХАМЗА
Сберечь природу в наших силах
Сила единства и результатов: итоги работы профсоюзных организаций Карасуского района
Маленькие исследователи
Праздник профессионализма: выбраны лучшие педагоги-психологи области
Обмен опытом и расширение возможностей
Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».