На повестке дня – педагогическая этика

Выпуск - №6(603)   :   15.02.2024
1250

На протяжении четырёх лет в сфере образования реализуется Закон РК «О статусе педагога». Закон работает и обеспечивает социальное и финансовое благосостояние казахстанских педагогов. Им даны большие возможности для профессионального и карьерного роста. Но при этом не следует забывать и о той ответственности, которую накладывают особенности профессии. О значимости такого понятия как «педагогическая этика» мы беседуем с руководителем департамента по обеспечению качества в сфере образования Костанайской области Айнагуль СУРАГАНОВОЙ.

- Любое государство в своём развитии определяет образование приоритетной стратегией, а педагог становится главной фигурой в формировании образованного общества. Вспоминаю слова нашего земляка-просветителя Ибрая Алтынсарина, который сказал: «Маған жақсы мұғалім бәрінен де қымбат, өйткені мұғалім – мектептің жүрегі». Слова поэта Гафу Кайырбекова «Ұстаз болу-адамның асылдығы» также показывают особенность и значимость профессии педагога в обществе. Эти слова не утратили своего высокого значения и поныне. К сожалению, порой педагоги переступают ту грань, которая определяется понятием «педагогическая этика». 
Педагог – это не только учитель или носитель знаний, умений и навыков. Это человек, работающий с большой аудиторией: учениками, родителями, педагогами, социумом в целом. Поэтому и специфичность труда педагога состоит в умении выстраивать отношения с разными людьми. Понятие «педагогическая этика» дано в Законе Республики Казахстан «О статусе педагога» и определено как нормы поведения педагогов. А согласно Правилам педагогической этики, «представляет собой свод общих принципов и норм педагогической этики, которыми руководствуются педагоги организаций образования». Обязанность педагогов по соблюдению педагогической этики содержится и в Законе РК «Об образовании» от 1999 года, от 2007 года. То есть, этический вопрос не терял актуальности. В Правилах педагогической этики (это уже современный нормативный правовой акт) к основным принципам отнесена непрерывность профессионального развития. Сегодня профессиональную этику педагога нужно принимать как неотъемлемую составляющую профессионального мастерства, но прежде всего, педагогическая этика – это признание приоритета общечеловеческих ценностей. 

- Какова ситуация в нашей области с соблюдением педагогической этики? 
- С принятием Закона РК «О статусе педагога» в функции территориальных департаментов по обеспечению качества в сфере образования внесено рассмотрение вопросов по соблюдению педагогической этики и защите прав педагогов, были созданы консультативно-совещательные органы по вопросам педагогической этики и защите прав педагогов. За три года функционирования консультативно-совещательного органа при департаменте по Костанайской области поступили обращения от педагогов по отказу в присвоении квалификационной категории, по истребованию от педагогов отчётов, не предусмотренных законодательством, нанесению телесных повреждений педагогами, по нарушению педагогического такта. Уже в этом году рассмотрены факты нарушения принципов академической честности педагогами нашей области: учителя передавали ученикам ответы во время решения заданий предметной олимпиады.
При организациях образования с 2020 года действуют советы по педагогической этике, которые также рассматривают вопросы соблюдения педагогами этических норм. Работа советов предусматривает и профилактику нарушений этики. Решения перечисленных коллегиальных органов носят рекомендательный характер. Отмечу, что в составах коллегиальных органов присутствуют независимые от организации образования специалисты, что обеспечивает прозрачность и объективность принимаемых решений и рекомендаций.

- Предусмотрена ли ответственность за нарушение педагогической этики? Какие меры ответственности применимы в случаях нарушения прав педагогов?
- Согласно Закону РК «О статусе педагога» нарушение педагогической этики является дисциплинарным проступком и влечёт дисциплинарную ответственность педагога в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан. Предусмотрена мера ответственности и за нарушение прав педагогов. Педагогам известно, что при осуществлении профессиональной деятельности не допускаются привлечение педагогов к видам работ, не связанным с профессиональными обязанностями, за исключением случаев, предусмотренных законами РК; истребование у педагога отчётности либо информации, не предусмотренной законодательством РК в области образования; проведение проверок, не предусмотренных законами РК; возложение на него обязанности по приобретению товаров и услуг; привлечение педагогов государственных организаций среднего образования при осуществлении ими профессиональной деятельности к проведению мероприятий негосударственных организаций. За нарушение прав педагогов согласно Кодексу Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» применяется предупреждение, повторное совершение нарушения в течение года после наложения административного взыскания влечёт штраф должностных лиц в размере 20 МРП, субъектов малого предпринимательства или некоммерческих организаций – 60, субъектов среднего предпринимательства – 80, субъектов крупного предпринимательства – 120 месячных расчетных показателей. В деятельности департамента имеются два факта выявления нарушения прав педагогов и применение норм КоАП РК к нарушителям. 

- Следует вывод, что соблюдение педагогической этики – вопрос серьёзный и проблемный? 
- Профессия педагога – источник его огромной ответственности. Я как руководитель департамента, в компетенции которого разрешение вопросов этики и прав педагогов, на основе поступающих многочисленных жалоб по несоблюдению педагогической этики, считаю своей обязанностью сделать акценты на отдельных нормах этики педагогов, которые чаще всего нарушаются. Педагоги в служебное и неслужебное время неукоснительно соблюдают трудовую дисциплину, придерживаются делового стиля в одежде в период исполнения своих служебных обязанностей. В социальных сетях способствуют укреплению в обществе высокого звания педагога. Обеспечивают конфиденциальность успехов (неуспехов) обучающегося и воспитанника, его социального положения, места работы родителей (законных представителей). Не ставят публично под сомнение профессиональную квалификацию другого педагога. Воздерживаются от голословных и бездоказательных жалоб и обращений, не принимают ответных мер против лица, который обратился с жалобой на нарушение педагогической этики. В своей деятельности неукоснительно соблюдают принципы академической честности. 
Работа педагога не всегда соответствует требованиям и нормам педагогической этики, не у каждой дилеммы существует простое решение. Но важно помнить, что мы – педагоги, по призванию ответственные за нравственные ориентиры общества. 

Раушан ХАМЗА

Реклама

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».

Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
2
3
4