Воспитательная работа в 2023-2024 учебном году строится на основе программы целостного воспитания, направленной на воспитание поколения, обладающего общечеловеческими и национальными ценностями.
Три ценности воспитания: национальный интерес, совесть, стремление реализуются через содержание учебных предметов, классных часов, внеурочную деятельность, сотрудничество с семьёй, взаимодействие с неправительственными организациями. На основе программы в районе составлен единый план воспитательной работы, включающий мероприятия национального культурно-просветительского проекта «Төрт тоқсан – төрт өнер», юбилейные даты, рекомендуемые классные часы, проекты реализуемые на уровне района, области, республики социальные проекты, традиционные мероприятия школ. Особое внимание уделяется экологической, краеведческой работе, развитию интеллектуального движения, волонтёрства.
Как же реализуется программа на практике в Тогузакской школе? Наша школа сельская и ничем не отличается от других школ. Так же как и во всех школах района вся воспитательная работа строится на взаимодействии таких структур как школьный парламент, детские организации «Жас улан, «Жас кыран». Реализуя план воспитательной работы, основная задача максимально задействовать каждого участника учебно-воспитательного процесса.
Три ценности, определяющие основные направления воспитательной работы школы, выражаются в разнообразных мероприятиях. Реализуя принцип «Национальный интерес», в школе проведены традиционные мероприятия, посвящённые Дню национальной валюты, Дню республики, Дню независимости, организованы выезды в областной историко-краеведческий музей, мемориальный музей Ибрая Алтынсарина, посещение детского кукольного театра. Ценность «Совесть» включает в себя празднование Дня семьи, Дня пожилого человека, мероприятия антикоррупционной направленности. Челленджи, акции, круглые столы стали неотъемлемой частью мероприятий, направленных на формирование совести и ответственности. Под эгидой ценности «Стремление» проводятся мероприятия, посвящённые здоровому образу жизни, профориентационные мероприятия, организованы встречи с известными спортсменами района Адланом Мадаевым и Надеждой Рябец, встречи с ветеранами труда, успешными выпускниками школы. Проекты «Детская библиотека» и «Читающая школа» стали связующим звеном, охватывающим все ценности воспитания. Для коллектива важно, как дети проводят школьное время, поэтому участники воспитательного процесса находятся в постоянном поиске, развиваются, стараются идти в ногу со временем, что позволяет внедрять не только традиционные формы работы, но и инновационные, позволяющие повысить интерес у ребят.
Школа более трёх лет участник клуба ЮНЕСКО, областного проекта «Педагог в непрерывном образовании». С этого года вошли в областной проект «Экологическая школа», республиканский проект по интеграции здорового образа жизни в учебные предметы. В рамках этих проектов были проведены республиканские и областные конкурсы: новогодняя игрушка из бросового материала и вторичного сырья «Новогодние фантазия»,
областной конкурс вайнов «Digital teacher», республиканский онлайн-конкурс видеоблогов «My pet: ответственность и забота».
По инициативе школьного парламента запущены два новых проекта. «Лига школы» – проект, состоящий из игр «Своя игра», «Лига эрудитов», квиз-викторина, направленные на развитие школьного интеллектуального движения. Проект предполагает проведение интеллектуальных командных игр, наполнив их современным содержанием. Проект реализуется в рамках деятельности школьного клуба «Game time», куда входят не только учащиеся, но и педагоги, а также для игр приглашаются родители. Вторая инициатива предложена фракцией волонтёрства – проект «Мy pet: ответственность и забота». В первой части проекта – конкурсе видеоблогов участники делились своими историями, которые помогли им привить любовь к животным, предлагали идеи, как уменьшить количество бездомных кошек и собак. Второй частью стала школьная благотворительная ярмарка, собранные средства которой пошли на поддержку бездомных кошек и собак и были переданы неравнодушной карабалыкчанке, заботящейся о брошенных животных.
Подводя итог, хочется сказать, что в школе проводится огромная воспитательная работа. Есть определённые направления, изюминки, которые показывают качество воспитательного процесса. Сегодня нельзя использовать неэффективные технологии воспитания, изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующие качество и результат. Надо искать, пробовать, внедрять, и тогда воспитательный процесс будет интересным и действенным.
Наталья ВОЛОШЕНКО,
замдиректора Тогузакской ОШ, Карабалыкский район
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.