Новые подходы в работе с родителями дают плоды

Выпуск - №20 (568)   :   25.05.2023
1001

Как эффективно построить работу с родителями учеников? Как привлечь их к тесному сотрудничеству? Готового ответа нет. Всё индивидуально. Безусловно, школу и родителей объединяет общая задача – создать условия для благополучного и гармоничного развития ребёнка. И чем теснее сотрудничество взрослых, тем ниже статистика правонарушений среди несовершеннолетних. 

КЛАССная работа

Родители должны чувствовать, что нужны школе и что школа работает с ними постоянно и системно, а не от праздника к празднику. И здесь ключевой фигурой, конечно, выступает классный руководитель, который непосредственно выстраивает диалог с семьями. Его задача – привлечь родителей к участию в педагогическом процессе и помочь им раскрыть потенциал ребёнка. Если он делает это системно – успех не заставит себя ждать.
Родители нашей школы в постоянном взаимодействии с классными руководителями. При этом сегодня форма их сотрудничества меняется. Возьмем, к примеру, классные родительские собрания. Хорошо подготовленная и умело проведённая встреча помогает преодолеть сложности детей в учёбе, а также лучше организует сам воспитательный процесс. Когда учитель знает семью, их трудности и проблемы, он лучше понимает ребёнка. 
Родительские собрания стали более оживлёнными. На них сегодня говорят не только об успеваемости учащихся, но и об особенностях подросткового возраста, принципах семейного воспитания, профилактике буллинга и кибербуллинга и о многом другом. Причём, собрание не сводится к формальному отчёту. Оно выстраивается как диалог двух партнёров, объединённых общей целью. Родители выступают активными его участниками. В этом помогает интерактивный формат.
Спасибо практикующим психологам РОО «Сенімен болашақ». В этом году они помогли родителям 6-7 классов получить ответы на многие вопросы, найти общий язык с подростками. 

Школа родительства

Осознанное родительство не даётся человеку автоматически с рождением ребёнка. Как малыш познаёт новый мир, так и его родители изучают нового члена своей семьи. Будет ли ребёнок несчастен по причине детских травм, недолюбленности или счастливым и любимым – зависит от того, насколько психологически образованны родители, насколько сами гармоничны и понимают или хотят понять своего ребёнка. Часто дети ведут себя дома и в школе по-разному. В этом случае только совместно с родителями можно понять причины девиантного поведения в социуме и скорректировать его. Вместе взрослые создают комфортную и безопасную среду, тем самым определяют успешность учебно-воспитательного процесса без правонарушений в целом. 
Идеалом, к которому стремятся семья и школа, общество – всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий трудиться. От взаимодействия педагогов с родителями выигрывают все стороны. Педагоги, общаясь с родителями, узнают больше о ребёнке, что позволяет им подобрать наиболее эффективные средства воспитания и обучения. Родители же принимают активное участие в жизни детей, лучше понимают их и налаживают с ними гармоничные взаимоотношения. Но главное преимущество – создание единой воспитательной среды. Оказавшись в едином пространстве, дети ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее. В результате лучше учатся, меньше конфликтуют со взрослыми и сверстниками, раскрывают потенциальные возможности. 

Наши проекты 

Школа использует различные эффективные формы работы с родительской общественностью. Например, «Час директора», «Административная приёмная», «День открытых дверей», «Семейный клуб», кофе-монинги, тимбилдинги с участием родителей. Укрепляют внутрисемейные отношения различные челленджи. В этом году провели «На одной волне!», «Моя семья», «Семейные ценности. С увлечением семьи участвовали в фестивале фотоколлажей «Бақытты отбасы», «Секреты семейных увлечений». Интересу к корням и традициям способствовала онлайн-выставка «Одно хобби на всех» и не только. Совместная интересная деятельность помогла сдружиться, научила работать в команде, при этом проявляя свои индивидуальные способности. Надеемся, что открыла что-то новое для каждого члена семьи, сплотиила её, разнообразила досуг семьи. 
В жизнь школы вошел формат кофе-монинг с родителями 8 классов с беседой о стилях семейного воспитания. Ну и конечно, традиционные круглые столы, тренинги со школьными психологами Л.Ботталовой и М.Шаркемеловой также повышают грамотность родителей, как предотвратить суицид, что такое личные границы, половая неприкосновенность несовершеннолетних...
Активно родители участвуют в проекте «Үндестік». На заседании методического объединения классных руководителей разработали положение «Самый лучший классный руководитель или класс по работе с семьёй». В конце года подводим итоги и определяем самый лучший класс или классного руководителя по работе с семьёй. В 2021-2022 учебном году среди начальных классов лучшими стали Татьяна Зимовец ( 2 «А» класс), в среднем звене – 5 «Е» класс (Балдырган Аубакирова), в старшем – 8 «Д» Гульнары Абсолямовой. 

Нестандартная и актуальная по значимости работа меняет сознание родителей. Мы это видим. И это главное. Только вместе с понимающими и любящими папами и мамами можем помочь ребёнку стать счастливее, успешнее. И чем больше будет успешных людей, тем значительнее их вклад в развитие нашей страны.

Куляй БЕРТАЗИНА, 
замдиректора по воспитательной работе, 
Лариса БОТТАЛОВА,
психолог школы-лицея №1 г. Костаная

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.