Опережая эпоху и прокладывая путь развития

Выпуск - №12 (459)   :   26.03.2021
408

Ибрай Алтынсарин. Его имя уже стало легендой. Великий просветитель творил, жил и умер здесь, на нашей малой родине, в Костанайской области. 

Работая на посту инспектора по образованию в Тургайском уезде, он закрепил за собой славу «всесторонне развитого мастера» во многих ремесленных и административных направлениях того времени. Его целью было научить детей казахов грамоте, чтобы в будущем они могли быть полезны обществу, ведь прогресс надвигался с быстрой силой и «быть пастухом уже не являло больших перспектив».
Как и 150, и 200, и 300 лет назад главным звеном, связующим человека и знаниями, осталась читательская грамотность и язык, на котором ведётся обучение в конкретно взятой школе. Вот тут-то мы вспомнили о том, чего хотел добиться Ибрай Алтынсарин, делая образование доступным для народа. Он опередил своё время на сто лет, пытаясь всеобщую грамотность использовать для развития благосостояния своей родины. 
Поступив на службу в город Тургай, небольшое поселение военного типа на берегу одноимённой реки, молодой Алтынсарин был разочарован населением, оно было разрознено склоками и сплетнями, не было интереса познавать новое и идти по пути просвещения. Местные жители с неохотой принимали идеи об образовании, но в то же время это были люди близкие ему по духу. В то время Ибрай пишет своему другу Ильминскому следующие строки: «А жить тут можно только ссыльному. Одно только удовольствие бывает зимой, что постоянно находить себе круг порядочных киргизов, и в беседах с честными людьми можно провести много приятных минут». 

Так и было, прежде чем начать строить школы и вести преподавательскую деятельность, Ибрай Алтынсарин часто выезжал в многочисленные степные аулы. Здесь не было больших городов, где можно было сразу собрать большую группу лиц и вести с ними диалог о пользе образования, поэтому приходилось доносить главную мысль в массы путём «путешествия от аула к аулу». Он разговаривал с соплеменниками, убеждал в о необходимости образования, которого тогда вообще не было, народ не мог понять, что такое начальная школа, сравнивать было не с чем. Не все сразу могли понимать молодого Ибрая. Многие видели в его словах неправду, они думали, что он преследует коварную цель, так как работал на царское правительство, и имел немало влиятельных друзей среди местной знати и имперских управленцев. Но со временем, занимаясь с отдельными учениками, показав соплеменникам на живом примере успеваемость и положительные стороны образования, ему удалось убедить массы в правильности «пути учения». И наконец, спустя долгих четыре года пребывания в тургайской степи, он открывает первую аульную школу.
Так началась деятельность Ибрая как «массового просветителя» степного народа. В ту пору Алтынсарин так же продолжал выезжать в аулы, разъясняя местному населению значение и цели, пользу светского образования, организовывал сбор средств для строительства школ. Он открыл школы не только в Тургае, его время можно назвать временем больших свершений. Им были открыты школы в нескольких поселениях укреплённой казачьей линии, так называемого «Оренбургского казачьего войска». Это укрепление Оренбургское, переименованное в с.Торгай, укрепление Уральское в дальнейшем ставшем п. Иргиз, форт Карабутак. Кстати, в последнем проводил некоторое время в ссылке известный украинский поэт, прозаик, художник и этнограф Тарас Шевченко. 
Ибрай убеждал людей день за днём, тем самым приближая время своих свершений. Он знал, что всё обязательно получится и люди станут меняться, встав на путь образования. Что духовно-нравственное развитие не за горами, оно дойдёт до этих уголков бескрайней степи. Так и было: школы и училища начали открываться во всех уголках, где бывал Алтынсарин, люди хотели учить детей. 
Алтынсарин очень гордился своими успехами, он радовался каждому новому делу, как ребёнок и приходил в отчаяние, когда что-то не получалось. Эти душевные переживания находили отражения в его письмах друзьям: «На нашу долю теперь выпало самое тяжёлое, ответственное время, когда всё надо еще создавать, вводить эти нововведения в тёмную среду и освещать всё, насколько хватит у нас сил и уменья... Вот и таскаюсь я по степям, выпрашивая деньги у обществ и разных общественных уездных и областных волостей».

Значимость работы Ибрая Алтынсарина для нас, педагогов, проявляется в том, что его опыт в работе с неграмотными, умение сделать образованными всех без исключения, являются составляющими нашей работы. Влияние времени заставляет нас двигаться дальше. Мы уже не просто учим детей читать и писать, считать, но и помогаем им адаптироваться в социуме, применяя полученные знания во всех отраслях.
Одно из первых направлений в нашей работе при обучении детей – формирование прочных навыков грамотного письма и чтения. Деятельность Ибрая Алтынсарина была также нацелена на это. В силу того, что в конце XIX века ещё не существовало периодики на казахском языке, Алтынсарину приходилось писать на русском. Он оставил разножанровое творческое наследство, которое позже во многом предопределило развитие казахской культуры. Перечитывая труды просветителя, мы обратили внимание на то, что одно из важнейших качеств его произведений – непосредственное обращение к читателю, которому предлагаются воззрения на актуальные события, причем тот может как разделять, так и иметь на них собственную точку зрения. Огромное число стихотворений и рассказов, написанных им в ту пору, являют собой нравственно-педагогическую оценку актуальной действительности. Многие исследователи творчества Ибрая в Казахстане сравнивают его с заслугами Ломоносова для России. 
Произведения Алтынсарина отличается глубокой простотой, чётким пониманием вещей, образностью мыслей и стройностью языка. Ибрай Алтынсарин понял, что уникальность любого языка состоит в его неповторимости, формировании собственной стройной системы. Система подачи информации Ибрая могла показаться читателю на первый взгляд простой и слишком «обнажённой», но в тоже время, в ней можно обнаружить многогранность и глубину мысли, проникающей в самую сокровенную часть человеческого сознания. Такая умелая подача информации присуща только настоящему, профессиональному автору, творцу. 
 Являясь ярчайшим представителем в когорте дореволюционной казахской общественной и научной мысли, своим творчеством Алтынсарин заложил фундамент функциональной грамотности, которая приобретает особое значение в год 30-летия независимости Республики Казахстан. В настоящее время в молодёжной среде гнездится множество пороков, ощущается недостаток воспитанности и культуры. Как вернуть ситуацию в нормальное русло? Мы уверены, что некоторые ответы можно найти и в творческом наследии Алтынсарина…
Он по-прежнему остаётся для нас Учителем учителей, удивляя нас своей прозорливостью, тем, что опередил свою эпоху, показывая нам, современным учителям, верное направление на пути развития всесторонне грамотного ученика.

Алла ГОШОВСКАЯ,
замдиректора по ВР,
Кристина ЛЁВИНА,
учитель истории ОШ №19, г. Костанай

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.