Педагоги являются ключом к структурным реформам в сфере образования. Новаторские роли и профиль педагогов вносят вклад в развитие конкурентоспособных учащихся.
Постоянные изменения создают давление на систему профессионального обучения, создают новую динамику рынка труда и новые рабочие места, а также меняют способы обучения, работы и взаимодействия людей. Появляется новое поколение студентов, которое невозможно обучить традиционными методами, что приводит к развитию новых стилей обучения.
На сегодняшний день, имеется пять основных тенденций, оказывающих влияние на преподавателей:
1. Цифровая трансформация.
2. Новые парадигмы и подходы к обучению, включая образование на основе компетенций
3. Миграции
4. Новые формы предпринимательства
5. Расширение сообщества и сотрудничество
Эти тенденции предъявляют новые требования к преподавателям, чтобы соответствовать запросам как отрасли, так и общества. Во-первых, педагогам рекомендуется брать на себя новые роли. Время показывает, что существует тенденция избегать использования слов «учитель» и «преподаватель», а обращаться к педагогам: тренер, руководитель, наставник, консультант, эксперт индивидуального и группового обучения.
Во-вторых, ожидается, что преподаватели будут расширять свои обязанности, становясь активными в вопросах администрирования, управления и обеспечения качества образования, активно сотрудничая с коллегами и партнёрами и принимая на себя большую ответственность при разработке учебных программ.
В-третьих, педагоги всё чаще рассматриваются как ключевые агенты обновления в процессах реформирования профессионального образования, внесения вклада в разработку новых учебных программ и семинаров. Чтобы играть эту активную роль, преподаватели должны постоянно развиваться профессионально и размышлять над своим новым поведением и ролями.
В-четвертых, преподаватели призваны работать через сотрудничество и сетевое взаимодействие с коллегами, экспертами и внешними заинтересованными сторонами, такими как компании или общественные организации. Идея состоит в том, что обмен опытом с коллегами в повседневной работе помогает им сосредоточиться на своих сильных сторонах, способствуя благополучию и развитию социального капитала.
Этот переход труден, потому что представляет собой серьезный культурный сдвиг в самовосприятии педагогов, связанный с необходимостью переосмысления и изменения ролей, реализуемых в процессе обучения. Поэтому следует предоставить педагогам достаточное время и ресурсы для разработки новаторских процессов обучения.
Новую роль и профиль педагогов можно представить в трёх областях. Во-первых, преподаватели должны иметь возможность внедрять новые подходы к обучению. Во-вторых, преподаватели должны свободно владеть четырьмя новыми областями компетенции: компетенция в области цифрового общества, межкультурная компетенция, экологическая осведомлённость и навыки, предпринимательская компетенция. В-третьих, педагог должен иметь новое профессиональное отношение.
Ежегодно профессия педагога будет охватывать новые тенденции, традиции, задачи и цели, и каждый преподаватель будет осваивать их, формируя в себе педагога новой формации.
Еркебулан ТУЛЕГЕНОВ,
преподаватель специальных дисциплин Костанайского политехнического высшего колледжа
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.