Традиция наставничества существует в системе образовании давно, но чётких механизмов в работе с молодым педагогом нет, и данная тема освещается, как я считаю, не в полной мере.
Ирина Зиятова
Методическая помощь, позволяющая стимулировать творческую и поисковую деятельность, оказывается недостаточной. Молодые учителя надолго не задерживаются в школах. Учитывая свой многолетний педагогический опыт, считаю, что результативной и продуктивной будет работа наставника и молодого педагога только в случае взаимной заинтересованности сторон при полном взаимопонимании. Молодой педагог тоже может научить многому наставника, именно о такой взаимной работе я бы хотела рассказать из практики своей работы с молодым специалистом.
Три года назад пришла в Станционную общеобразовательную школу Елизавета Дыль, и мне предложили взять наставничество, помочь молодому учителю сделать свои первые шаги в нашей нелёгкой, но очень интересной профессии. Елизавета Евгеньевна окончила факультет географии Костанайского государственного педагогического университета, а для освоения новых педагогических ценностей, повышения своего кругозора и развития интеллектуальных способностей получила второе образование – учителя английского языка. Как наставник, я посоветовала Елизавете Дыль не останавливаться на достигнутом и начать готовиться к поступлению в магистратуру Омского государственного университета. Именно такая высокая профессиональная подготовка, по моему мнению, необходима современной школе.
В самом начале учебного года я посоветовала Елизавете Евгеньевне пройти курсы повышения квалификации, тогда она впервые узнала про STEM-технологию. Окончив курсы, молодой педагог вдохновилась желанием применять эту технологию на своих уроках. Через год работы с STEM-технологией я предложила совместный проект участия в районной интерактивной площадке «Исследование урока как способ совершенствования практики преподавания и обучения для повышения качества знаний обучающихся». Был представлен совместный проект практической деятельности по STEM-технологии для учителей района, работа вызвала большой интерес у коллег. После применения этой технологии на уроках Елизаветы Евгеньевны повысилось качество знаний у ребят.
Также как наставник я рекомендовала своей подопечной практически подтверждать и расширять свои знания в различных олимпиадах и викторинах. Елизавета Евгеньевна стала призёром республиканских и областных олимпиад: диплом II степени по географии «Педстарт», диплом II степени по географии КИО, Диплом III степени по географии КИО.
Елизвета Дыль
Елизавета Евгеньевна является классным руководителем, а это значит, что она не просто учитель, а, прежде всего, воспитатель, которому отведена особая роль в духовном, нравственном и социальном становлении детей. Работа классного руководителя непроста, из своего опыта я советовала молодой коллеге учитывать, что классный руководитель ответственен «за всё» и в идеале должен уметь выполнять множество дел одновременно. Поэтому следует постоянно повышать свой профессиональный уровень, посещая курсы, уделяя большое внимание самообразованию. Елизавета Евгеньевна неоднократно принимала участие в публикации мероприятий, заслужила диплом I степени за тематическое мероприятие «Своя игра» IV республиканского профессионального конкурса «Педагог-новатор» (г. Нур-Султан), диплом I степени за внеклассное мероприятие «Морское путешествие» IV республиканского конкурса для молодых педагогов «Дебют-2020» (г. Нур-Султан), диплом I степени республиканского дистанционного фестиваля для педагогов «Методическая копилка -2020» за внеклассное мероприятие «Экологические проблемы».
Работа классного руководителя всегда была понятием круглосуточным. В наши дни это особенно заметно, так как использование социальных сетей, собственных сайтов для обеспечения непрерывной обратной связи со своими учениками и их родителями становится востребованным средством воспитательной работы. Философ Сократ говорил, что самое трудное – учить, лечить и судить людей. В нашей работе важно не только профессионально владеть своим предметом, грамотно доносить материал до учеников, но также уметь общаться с детьми, понимать их, завоевать доверие и обязательно любить.
Быть молодым учителем – это здорово. Молодые учителя создают новое, общаются с детьми и вдохновляют их, внедряют новые идеи в старые учебные планы, успевают следить за инновациями и развитием науки. За ними будущее нашего образования.
Ирина ЗИЯТОВА,
учитель истории Станционной ОШ, Карасуский район
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.