К 150-летию со дня рождения Ахмета Байтурсынова
История казахского просветительства, развития национальной интеллигенции неразрывно связана с Костанайским регионом. Первое место в этом ряду занимает великий Ибрай Алтынсарин, 180-летие со дня рождения которого Казахстан отмечал в 2021 году. Второе место, без сомнения, принадлежит яркому представителю казахского народа – духовному лидеру нации, общественному деятелю, публицисту и литератору, языковеду, переводчику, учёному-просветителю Ахмету Байтурсынову.
В школах, открытых благодаря подвижничеству и глубокой убеждённости Алтынсарина в необходимости образования, получили своё первоначальное образование многие известные представители казахской интеллигенции, в том числе и Ахмет Байтурсынов, который не только считал Ибрая Алтынсарина своим духовным учителем, но и был продолжателем его дела.
Уроженец Тургайского уезда Ахмет Байтурсынов, окончив в Оренбурге четырёхлетнюю киргизскую (казахскую) учительскую школу, также основанную Ибраем Алтынсариным, навсегда связал свою жизнь с просвещением казахского народа, борьбой за его духовное развитие, нравственность, культуру и независимость. Педагогическая деятельность Ахмета Байтурсынова началась с момента завершения Оренбургской учительской школы в 1895 г. и до конца дней проходила красной линией сквозь всю его общественно-политическую и культурную деятельность, направленную на национальное возрождение.
В период с 1895 по 1909 гг. он работал учителем в русско-казахских школах Костанайского, Актюбинского и Каркаралинского уездов, заведовал городским училищем в Каркаралы. Вовлечённый в политическое движение Байтурсынов был одним из авторов знаменитой Каркаралинской петиции, в которой кроме требований, касающихся необходимости изменений в вопросах местного управления, суда, свободы вероисповедания, отмены цензуры, принятия новых законов, были и требования, касающиеся народного образования, соответствующего интересам местного казахского населения.
Арестованный после каркаралинских событий и высланный в Оренбург Ахмет Байтурсынов совместно с Алиханом Бокейхановым и Мыржакыпом Дулатовым был вовлечён в борьбу за национальную государственность и продолжал активно заниматься вопросами обучения, воспитания и подъёма культурного состояния родного народа. В 1917 г. он руководил учебно-просветительской комиссией, созданной на 2 Всеказахском съезде, в 1920-21 гг. был наркомом образования Казахской ССР, в 1922-25 гг. возглавлял научно-литературную комиссию Народного комитета просвещения Казахстана и Общество по исследованию казахского края. При этом он не оставлял и педагогическую практику – преподавал казахский язык и литературу, историю культуры в институтах народного просвещения в Оренбурге (1921-25 гг.) и Ташкенте (1926-28 гг.).
Развитие ряда инновационных педагогических идей в Казахстане в 20-е годы неразрывно связано с именем Ахмета Байтурсынова: роль педагогической прессы, проблемы начальной школы, системы высшего образования, совершенствование содержания, форм и методов обучения, духовно-эстетическое воспитание подрастающего поколения, развитие родного языка и многие другие. Его педагогическая деятельность была направлена на совершенствование учебного процесса в школе и подготовку квалифицированного педагога, умеющего грамотно организовать педагогический процесс в общеобразовательном учреждении. По мнению Ахмета Байтурсынова, успех работы школы зависит от педагогического мастерства учителя, поэтому при профессиональной подготовке учителя в учебных заведениях необходимо особое внимание уделить усвоению им педагогической техники, умению на научной основе вести процесс обучения школьников.
Много сил, знаний и энергии Байтурсынов направлял на совершенствование и повышение квалификации учителей казахских школ. Он верил, что наступит время, когда будут востребованы высококвалифицированные специалисты, в обучении и воспитании которых велика роль педагога. Он часто поднимал вопросы повышения культурного уровня учителей, говорил о необходимости разработки методики обучения и воспитания гармоничной, всесторонне развитой личности.
Ахмет Байтурсынов считал, что «учитель – душа школы. Какой учитель, такова и школа, то есть качество знаний учащихся непосредственным образом зависит от того, насколько подготовлен сам учитель, и насколько он владеет приёмами обучения». По его мнению, всякая школа нуждается в квалифицированных учителях, имеющих солидную педагогическую и методическую подготовку. И, конечно же, она нуждается во всевозможных средствах обучения, в учебниках и учебных пособиях. Не имея учебников и учебных пособий, нельзя вести речь о качественном обучении. Чтобы обеспечить успешную работу в деле обучения, учителя должны иметь в своем распоряжении весь комплекс средств. Обязательным условием качественного образования Байтурсынов считал и наличие соответствующих программ, в которых бы упорядочились и систематизировались все материалы, подлежащие усвоению.
Проблему профессиональной подготовки педагога учёный поднимал в ряде своих работ. Так, в статье «Об обучении по-казахски» он определил основные требования к учителю: учитель должен хорошо владеть частной методикой, знать психологические особенности детей, теоретические основы процесса обучения. «Надо помнить, – писал Байтурсынов, что любое дело будет сделано хорошо и быстро, если его будет делать знающий человек. Это касается не только физического труда, но и умственного. Люди, занимающиеся обучением детей, должны хорошо знать вопросы методики. Те, кто хочет хорошо знать вопросы обучения, сначала сами должны усвоить всё, чему будут обучать детей. Во-вторых, они должны хорошо знать природу и чувствовать настроение ребёнка. Для этого необходимо всё знать о физическом и умственном развитии детей почти с самого их рождения. Внутреннее состояние ребёнка надо уметь различать по его действиям. У образованных народов обучением детей занимаются люди, специально обученные педагогической науке. Это и правильно, потому что если судья обучается своим судейским делам, а доктор – медицине, то педагог тем более должен быть обучен педагогике...»
Не менее важным фактором успешности учебного процесса Ахмет Байтурсынов считал наличие учебников и учебных программ. В послеоктябрьский период Наркомпрос КазССР уделил особое внимание решению этого вопроса. Для этой цели в 1920 году была организована учёная комиссия при отделе Народного образования Кирревкома, которая определила круг задач по составлению и изданию учебников и научных трудов. Сам Байтурсынов стал автором «Әліппе» («Букварь») и первых учебников на казахском языке. В 1914, 1915, 1925 годах вышли в свет три части его учебника «Тіл-құрал», соответствующие трёхгодичной системе обучения, переиздающиеся и имеющие большую значимость и сегодня.
Являясь автором термина «Ана тілі» (родной язык, материнский язык) Байтурсынов постоянно выказывал беспокойство и кропотливо работал над созданием условий для обучения на родном языке. Глубоко изучая природу казахского языка, Ахмет Байтурсынов выступал против введения латинского, русского алфавитов, не отвечающих, по его мнению, нуждам развития казахского языка и не отражающих его грамматический и фонетический строй и разработал новый казахский алфавит, в основу которого легла арабская вязь.
Ахмета Байтурсынова по праву считают основателем казахского языкознания, давшего своему народу азбуку, заложившего основы фонетики, морфологии, синтаксиса казахского языка в таких трудах, как «Языкознание», «Пособие по родному языку», «Изложение курса казахского языка», «Руководство к изучению грамматики», «Развитие речи», хрестоматии. Эти научные и методические труды до сих пор пользуются авторитетом у учёных в области казахского языкознания и методики преподавания казахского языка.
Большое место в трудах Ахмета Байтурсынова отводится духовному развитию личности, его необходимости и важности для молодого поколения как будущего нации. В них он видел носителей прогрессивных научных идей в народные массы, призывал молодое поколение к нравственности, к сохранению человеческих ценностей как условию роста культурного благосостояния народа, процветания и развития казахского языка, его литературы, национальных традиций и обрядов.
Во всех своих трудах, освещающих вопросы образования казахского народа, известный педагог и борец за справедливость призывал народ стремиться к знаниям, овладевать искусством и культурой. И в этом призыве – огромная любовь и сострадание к своему народу и его будущему, вера в его необыкновенные природные способности, надежда видеть свою страну в числе цивилизованных государств в мире.
Чаяния великого учителя казахской степи, учителя нации Ахмета Байтурсынова воплощаются сегодня в новой системе образования независимого Казахстана, ориентированной на мировое образовательное пространство, на формирование конкурентоспособной личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и влиять на существующую действительность, изменяя её к лучшему.
Жанат РАХМЕТОВ,
начальник управления по административно-организационным вопросам филиала АО «НЦПК «Өлеу» ИПК ПР по Костанайской области»
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.