Основная задача обучения и воспитания учеников с особыми образовательными потребностями – это развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекции поведения, привитие трудовых и социально значимых навыков и умений.
Главный принцип организации учебно-воспитательного процесса в специальных образовательных учреждениях – это принцип коррекционной направленности. Значительная роль в коррекционной работе с учащихся с ООП отводится предмету «Общетрудовая подготовка». Современные требования в образовании могут быть реализованы при дифференцированном подходе к целям, содержанию и срокам освоения образовательного стандарта в системе обновленного содержания.
Дифференцированный подход предполагает учёт особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования; обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с интеллектуальными нарушениями возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Также при работе с особыми детьми важно соблюдать принцип доступности учебного материала, что позволяет в полной мере реализовать учебные программы.
Наша практика показала, что по предмету «Общетрудовая подготовка» в разделе «Штукатурно-малярное дело» для 5 классов специальных школ для детей с нарушениями интеллекта недостаточно методических материалов. В связи с этим был разработан авторский учебно-методический комплект, включающий в себя рабочую тетрадь и методическое пособие.
Учебный материал изложен в тетради игровой форме, в виде разноуровневых заданий с учётом индивидуальных возможностей учащихся, что способствует реализации права каждого учащегося с ООП развиваться и усваивать учебный материал в индивидуальном темпе и объеме. Такой личностно-ориентированный подход способствует обучению с увлечением. В своей педагогической практике, работая с детьми с особыми образовательными потребностями, в первую очередь, стараемся создать коллаборативную среду для обучения. Для достижения целей урока подбираем по каждой теме соответствующие задание.
Использование на уроках интерактивных познавательных игр способствует развитию у учащихся продуктивных функций и психических процессов, делает обучение более эффективным, повышает интерес к изучаемому предмету. Учащиеся с ООП с увлечением работают, выполняют учебные задания в рабочей тетради: информация и задания преподнесены ярко и доступно, с учётом возрастных и когнитивных особенностей учащихся.
Коррекционно-развивающая направленность обеспечивается специальными методами и приёмами обучения, которые мы используем в работе:
* создание условий для многократного повторения изучаемого материала и воспроизведения его в разных ситуациях;
* дифференциация заданий с учётом индивидуальных возможностей и возрастных особенностей учащихся;
* создание мотивирующих ситуаций для развития и формирование необходимых в труде качеств личности;
* организация активного обучения, основанная на проведении с учащимися доступных практических работ.
Опыт показывает, что практические рекомендации, изложенные в методическом пособии, помогают учителям качественнее подготовиться к занятиям, а выполнение учащимися с ООП заданий в рабочей тетради формирует устойчивый интерес к предмету.
Людмила ВЕЛИЧКО,
Виталия ПАВЛИЧЕНКО,
педагоги Костанайского специального комплекса
«Детский сад-школа-интернат для детей
с особыми образовательными потребностями №2»
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.