Происходит не кризис чтения, а смена его модели

Выпуск - №4(451)   :   02.02.2021
541

Сказать, что современные дети не читают, нельзя. Они читают, но что? 

Сейчас очень сильно изменился репертуар книг для детского чтения. Современный ребёнок больше склонен к чтению книг такого направления, как фантастика, юмор, детективы, комиксы, но он практически не читает поэзию и классику. В чём причины падения интереса к чтению и постоянного его уменьшения по мере взросления? Ведь, если сегодня не читающий ребёнок, то завтра – не конкурентоспособная личность.

Читательская компетентность – это не перелистывание книги, не рассматривание картинок, это умение размышлять над прочитанным текстом, отбирать необходимую информацию и найти ей применение на практике. Мне повезло пройти обучение в «Мастерской деда Мороза» в фейсбуке, где нашим руководителем была администратор группы «Самоучительская», библиотекарь Прикаспийского современного высшего колледжа г. Атырау Ирина Ермакова.

Зачастую проектная деятельность наших учащихся проявляется в результатах и средствах представления. WriteReader – это эффективная платформа для создания «живых» книг учителем и его подопечными. Чем же меня привлёк данный конструктор? Во-первых, тем, что сотрудничество учителя и учащегося присутствует на протяжении всей работы над мультимедийной книгой. Во-вторых, у учащихся в процессе проекта развивается читательский вкус. Хочется выделить работы наших пятиклассниц
Софии Сидоровой и Мацуока Каору.  

Создание цифровых книг так увлекло моих подопечных! Я не могу их остановить. На мои слова: «Ребята, пусть это не мешает учебному процессу» они отвечают: «Нам это нравится!» В нашей виртуальной библиотеке за неполный месяц 11 авторских книг!
 
Работа над вторым ресурсом шла тяжелее, сказывалась нехватка времени. Все выходные пыхтела над очередным заданием квеста в программе learnis.ru. Если бы не руководитель нашей мастерской Ирина Ермакова, я бы бросила все на полпути! Постоянная конструктивная обратная связь, тактичность, своевременная помощь и ободряющие слова сделали своё дело. Я закончила работу и горжусь собой!

А мои дети за 15 минут справились с литературным квестом по «Сказке о царе Берендее» В.А. Жуковского! Решила задание усложнить, выбрала другую комнату. Квест был по «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина. Если над мультимедийными книгами трудились в основном одарённые дети, то в литературных квестах и квизах выделились ребята со слабой мотивацией, которые не совсем любят читать. А для того чтобы получить сертификат в конце квеста, надо было правильно ответить на предложенные задания по пройденным сказкам. Ребятам пришлось перечитать некоторые эпизоды… 
Знакомство с творчеством поэта-символиста Бальмонта, самобытного поэта прошло в виде увлекательного квеста. Хотела научить пятиклассников видеть в стихотворениях Константина Дмитриевича особенности поэтического стиля. И заодно решить воспитательную цель. Необычайно талантливый и трудолюбивый Бальмонт говорил: «Поэту надо уметь «скрутить себя», уметь в весенний день сидеть за книгой и английским словарём, когда так хочется кататься на лодке...»

Из 147 учащихся сертификатом смогли воспользоваться 27 человек! Это те, кто до конца урока справился с заданием. Глазки у детей горят, мотивация зашкаливает, а я за каникулы приготовила им новый ресурс. О нём расскажу чуть позже.

Формирование читательской компетенции через цифровые ресурсы представила в декабре на международном конкурсе педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность на русском языке в государствах-участниках СНГ «Язык без границ», и вошла число финалистов.  

Таким образом, я согласна с социологами, которые считают: происходит не кризис чтения, а смена его модели. Поэтому предлагаю всем: давайте говорить с детьми на их языке! И дистанционное обучение этому не помеха. Эмоции и любовь к книге можно передать через холодный монитор компьютера или ноутбука. Попробуйте и убедитесь в этом сами.

Айгуль АМИТОВА,
учитель русского языка и литературы гимназии №132,

г. Алматы

Реклама

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать. 

"К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нём своё удовлетворение, понимая общую народную надобность".