Педагогическое наследие Ибрая Алтынсарина является летописью общественно-педагогической, социально-экономической, политической и культурной жизни казахского общества 60-80-х годов XIX столетия.

Жизнь и деятельность Алтынсарина, его бесценный вклад в казахское народное образование и педагогику, литературу и язык, фольклор и этнографию составляют одну из ярких страниц истории казахского народа его демократической культуры.
Однако многие факты и материалы, характеризующие разностороннюю деятельность педагога-просветителя, до сих пор были доступны лишь узкому кругу ученых-исследователей. Ибрай Алтынсарин был профессиональным педагогом, и его педагогическое наследие пронизано демократическими, гуманистическими и интернационалистическими идеями. Его заветной мечтой было вырастить из казахской молодёжи людей, хорошо знакомых с прогрессивными идеями великих русских писателей.
Поражает гениальная прозорливость Алтынсарина, говорившего ещё тогда о перспективах братского содружества казахского и русского народов. Глубокое и масштабное понимание вопросов истории современной ему жизни родного народа, верное прогнозирование его светлого будущего в содружестве с русскими – вот, что отличает его наследие. И эти мысли свидетельствуют о том, что Алтынсарин глубоко и всесторонне познал жизнь казахского народа и свою педагогическую деятельность слил воедино с ним. Его идеи и практическая работа по открытию уездных двуклассных школ для подготовки учителей, строительстве школьных зданий, созданию учебников – яркое тому подтверждение. Великий педагог понимал, что в таком большом и нужном деле, как народное образование, нет мелочей. Поэтому к решению актуальных вопросов он всегда подходил с большой предварительной подготовкой, осмотрительностью и знанием дела.
Педагогическое наследие Ибрая Алтынсарина проливает свет не только на его жизнь, но и на действительность казахского общества того времени. В своих произведениях Алтынсарин, выходя за рамки частных и личных вопросов, постоянно затрагивает самые злободневные социально-педагогические проблемы. В своих педагогических трудах, в письмах Алтынсарин всячески старался дать как можно более полное и верное представление о своём народе и этим самым способствовать его дружбе, прежде всего, с русским народом.
В педагогической деятельности Ибрай Алтынсарин опирался на опыт лучших представителей русской педагогической мысли. Он доказывал, что успех обучения зависит от подбора учителей, от их профессионального мастерства. Он отстаивал идею о том, что всякий нормальный ребёнок при умелой постановке учебного дела способен понимать изучаемое, развивать свои умственные способности.
Педагогические идеи Алтынсарина об обучении и сочетании его с воспитанием детей в духе гуманизма, мечта его о подготовке будущего поколения для служения народу имеет большое значение и в наши дни. Читая, и перечитывая Алтынсарина, я не перестаю удивляться, насколько его идеи актуальны сегодня!
Шолпан ИСАКОВА,
учитель русского языка и литературы гимназии им. С.Мауленова, г. Костанай
«Адал азамат» бағдарламасы: балабақшадағы тәлім-тәрбие
Тарих пен тағылым тоғысқан күн
Сберечь природу в наших силах
Сила единства и результатов: итоги работы профсоюзных организаций Карасуского района
Маленькие исследователи
Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».