Прозорливость Алтынсарина поражает и сегодня

Выпуск - №29-30 (425-426)   :   14.08.2020
393

Педагогическое наследие Ибрая Алтынсарина является летописью общественно-педагогической, социально-экономической, политической и культурной жизни казахского общества 60-80-х годов XIX столетия.

Жизнь и деятельность Алтынсарина, его бесценный вклад в казахское народное образование и педагогику, литературу и язык, фольклор и этнографию составляют одну из ярких страниц истории казахского народа его демократической культуры. 
Однако многие факты и материалы, характеризующие разностороннюю деятельность педагога-просветителя, до сих пор были доступны лишь узкому кругу ученых-исследователей. Ибрай Алтынсарин был профессиональным педагогом, и его педагогическое наследие пронизано демократическими, гуманистическими и интернационалистическими идеями. Его заветной мечтой было вырастить из казахской молодёжи людей, хорошо знакомых с прогрессивными идеями великих русских писателей.

Поражает гениальная прозорливость Алтынсарина, говорившего ещё тогда о перспективах братского содружества казахского и русского народов. Глубокое и масштабное понимание вопросов истории современной ему жизни родного народа, верное прогнозирование его светлого будущего в содружестве с русскими – вот, что отличает его наследие. И эти мысли свидетельствуют о том, что Алтынсарин глубоко и всесторонне познал жизнь казахского народа и свою педагогическую деятельность слил воедино с ним. Его идеи и практическая работа по открытию уездных двуклассных школ для подготовки учителей, строительстве школьных зданий, созданию учебников – яркое тому подтверждение. Великий педагог понимал, что в таком большом и нужном деле, как народное образование, нет мелочей. Поэтому к решению актуальных вопросов он всегда подходил с большой предварительной подготовкой, осмотрительностью и знанием дела.

Педагогическое наследие Ибрая Алтынсарина проливает свет не только на его жизнь, но и на действительность казахского общества того времени. В своих произведениях Алтынсарин, выходя за рамки частных и личных вопросов, постоянно затрагивает самые злободневные социально-педагогические проблемы. В своих педагогических трудах, в письмах Алтынсарин всячески старался дать как можно более полное и верное представление о своём народе и этим самым способствовать его дружбе, прежде всего, с русским народом.

В педагогической деятельности Ибрай Алтынсарин опирался на опыт лучших представителей русской педагогической мысли. Он доказывал, что успех обучения зависит от подбора учителей, от их профессионального мастерства. Он отстаивал идею о том, что всякий нормальный ребёнок при умелой постановке учебного дела способен понимать изучаемое, развивать свои умственные способности.

Педагогические идеи Алтынсарина об обучении и сочетании его с воспитанием детей в духе гуманизма, мечта его о подготовке будущего поколения для служения народу имеет большое значение и в наши дни. Читая, и перечитывая Алтынсарина, я не перестаю удивляться, насколько его идеи актуальны сегодня!


Шолпан ИСАКОВА,
учитель русского языка и литературы гимназии им. С.Мауленова, г. Костанай

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.