Прозорливость Алтынсарина поражает и сегодня

Выпуск - №29-30 (425-426)   :   14.08.2020
294

Педагогическое наследие Ибрая Алтынсарина является летописью общественно-педагогической, социально-экономической, политической и культурной жизни казахского общества 60-80-х годов XIX столетия.

Жизнь и деятельность Алтынсарина, его бесценный вклад в казахское народное образование и педагогику, литературу и язык, фольклор и этнографию составляют одну из ярких страниц истории казахского народа его демократической культуры. 
Однако многие факты и материалы, характеризующие разностороннюю деятельность педагога-просветителя, до сих пор были доступны лишь узкому кругу ученых-исследователей. Ибрай Алтынсарин был профессиональным педагогом, и его педагогическое наследие пронизано демократическими, гуманистическими и интернационалистическими идеями. Его заветной мечтой было вырастить из казахской молодёжи людей, хорошо знакомых с прогрессивными идеями великих русских писателей.

Поражает гениальная прозорливость Алтынсарина, говорившего ещё тогда о перспективах братского содружества казахского и русского народов. Глубокое и масштабное понимание вопросов истории современной ему жизни родного народа, верное прогнозирование его светлого будущего в содружестве с русскими – вот, что отличает его наследие. И эти мысли свидетельствуют о том, что Алтынсарин глубоко и всесторонне познал жизнь казахского народа и свою педагогическую деятельность слил воедино с ним. Его идеи и практическая работа по открытию уездных двуклассных школ для подготовки учителей, строительстве школьных зданий, созданию учебников – яркое тому подтверждение. Великий педагог понимал, что в таком большом и нужном деле, как народное образование, нет мелочей. Поэтому к решению актуальных вопросов он всегда подходил с большой предварительной подготовкой, осмотрительностью и знанием дела.

Педагогическое наследие Ибрая Алтынсарина проливает свет не только на его жизнь, но и на действительность казахского общества того времени. В своих произведениях Алтынсарин, выходя за рамки частных и личных вопросов, постоянно затрагивает самые злободневные социально-педагогические проблемы. В своих педагогических трудах, в письмах Алтынсарин всячески старался дать как можно более полное и верное представление о своём народе и этим самым способствовать его дружбе, прежде всего, с русским народом.

В педагогической деятельности Ибрай Алтынсарин опирался на опыт лучших представителей русской педагогической мысли. Он доказывал, что успех обучения зависит от подбора учителей, от их профессионального мастерства. Он отстаивал идею о том, что всякий нормальный ребёнок при умелой постановке учебного дела способен понимать изучаемое, развивать свои умственные способности.

Педагогические идеи Алтынсарина об обучении и сочетании его с воспитанием детей в духе гуманизма, мечта его о подготовке будущего поколения для служения народу имеет большое значение и в наши дни. Читая, и перечитывая Алтынсарина, я не перестаю удивляться, насколько его идеи актуальны сегодня!


Шолпан ИСАКОВА,
учитель русского языка и литературы гимназии им. С.Мауленова, г. Костанай

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.