В Костанайском филиале «Өрлеу» состоялась международная научно-практическая конференция «Просветительские взгляды Ибрая Алтынсарина и современное образование», посвящённая 180-летию великого учителя.

Конференция прошла в режиме онлайн на платформе Zoom с прямой трансляцией на страницу Facebook «Өрлеу», участие приняли 1168 человек. Пленарное заседание и секционная работа были насыщены интересными докладами от приглашённых гостей из Казахстана, России, Белоруссии и Республики Башкортостан. Представители ведущих университетов, лингвисты, учёные и преподаватели поделились своими мыслями о значении наследия Ибрая Алтынсарина и его роли в современном мире.
Модератором пленарного заседания выступила директор Костанайского филиала «Өрлеу» Марионелла Слесарь. Приветственным словом открыли конференцию заместитель руководителя управления образования Костанайской области Айман Ибраева и руководитель управления культуры Костанайской области Ерлан Калмаков.
В ходе конференции звучали мысли о жизни и деятельности великого просветителя и о его вкладе в становление системы образования. Говорили о роли просветителя в школьной педагогике сегодняшнего дня, о связи педагогического наследия Ибрая Алтынсарина и профессионального развития современного учителя. Почётным гостем конференции стал Серикбай Оспанов, кандидат филологических наук, профессор и ибраевед. Он представил малоизвестные данные об Ибрае Алтынсарине, не вошедшие в научный оборот. К слову, именно Серикбай Оспанов в юбилейный год издал ценный труд посвящённый жизни и творчеству Ибрая – «Ыбырай жолы».
Гости из соседних стран Анатолий Бежанишвили из Гомельского областного института развития образования, доцент Казанского кооперативного института, кандидат педагогических наук Илдар Гиззатуллин, проректор по научной и инновационной работе Института развития образования Республики Башкортостан Светлана Насырова, кандидат культурологии, доцент Института развития образования Ярославской области Наталья Киселёва посвятили свои выступления идеям Ибрая Алтынсарина в системе образования своей страны, поделились опытом реализации его наследия в своей работе.
В рамках конференции прошла секционная работа по темам «Ценностные основы просветительско-педагогической деятельности Ибрая Алтынсарина» и «Преемственность педагогических идей Ибрая Алтынсарина в условиях обновления содержания образования». В каждой секции выступили по восемь спикеров, чьи выступления были оригинальными, насыщенными и хорошо иллюстрированными.
Так в ходе работы секции «Ценностные основы просветительско-педагогической деятельности Ибрая Алтынсарина» директор школы-гимназии имени Б.Майлина г. Рудного Кымбат Бирманова представила действующую модель воспитательной работы в школе, выстроенную на основных педагогических принципах Алтынсарина. Преподаватель Аркалыкского педагогического института им. И.Алтынсарина, доцент Ардак Абдуллина в своём докладе обозначила целый ряд современных, новых идей воспитательной работы, основанных на педагогических взглядах просветителя.
Интересные наблюдения о личности учителя, педагогическом мастерстве, о современном образовательном процессе и готовности детей к самоопределению и самореализации в жизни, демонстрирующие связь современных тенденций образования с учением Алтынсарина продемонстрировали докладчики Зумрат Асанова – учитель истории школы-гимназии г. Лисаковска и Айгерим Жумабаева – учитель казахского языка и литературы Жезказганской средней школы.
В докладах директора Регионального научно-практического центра «Қостанай дарыны» Натальи Рябининой и методиста по организации массовых мероприятий Областного детского биологического центра» г. Семея Ляззат Жунусовой прозвучали яркие примеры заинтересованности и педагогов, и детей в изучении жизни и творчества Алтынсарина. Примеры, доказывающие большой потенциал и творческий подход детей и молодёжи в изучении и переосмыслении наследия.
Об актуальности педагогических принципов и идей Ибрая Алтынсарина, которые и сегодня отвечают на самые приоритетные вопросы педагогики и современного образования, говорилось и на секции «Преемственность педагогических идей Ибрая Алтынсарина в условиях обновления содержания образования».
Спикерами были раскрыты вопросы созвучия просветительских идей Алтынсарина с современными тенденциями модернизации образования, роли руководителя сквозь призму деятельности просветителя. В многогранном педагогическом наследии ведущее место занимают проблемы воспитания и становления подрастающего поколения. И сегодня для педагогов это остается первостепенной задачей.
В целом работа конференции, получившая высокую оценку её участников, ещё раз доказала жизнестойкость и актуальность педагогических идей Ибрая Алтынсарина в наши дни.
Светлана БАКУМЕНКО,
PR, SMM-специалист филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Костанайской области»
Сберечь природу в наших силах
Сила единства и результатов: итоги работы профсоюзных организаций Карасуского района
Маленькие исследователи
Праздник профессионализма: выбраны лучшие педагоги-психологи области
Обмен опытом и расширение возможностей
Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».