Путь Ибрая

Выпуск - №43 (490)   :   05.11.2021
159

В Костанайском филиале «Өрлеу» состоялась международная научно-практическая конференция «Просветительские взгляды Ибрая Алтынсарина и современное образование», посвящённая 180-летию великого учителя. 

Конференция прошла в режиме онлайн на платформе Zoom с прямой трансляцией на страницу Facebook «Өрлеу», участие приняли 1168 человек. Пленарное заседание и секционная работа были насыщены интересными докладами от приглашённых гостей из Казахстана, России, Белоруссии и Республики Башкортостан. Представители ведущих университетов, лингвисты, учёные и преподаватели поделились своими мыслями о значении наследия Ибрая Алтынсарина и его роли в современном мире.

Модератором пленарного заседания выступила директор Костанайского филиала «Өрлеу» Марионелла Слесарь. Приветственным словом открыли конференцию заместитель руководителя управления образования Костанайской области Айман Ибраева и руководитель управления культуры Костанайской области Ерлан Калмаков. 

В ходе конференции звучали мысли о жизни и деятельности великого просветителя и о его вкладе в становление системы образования. Говорили о роли просветителя в школьной педагогике сегодняшнего дня, о связи педагогического наследия Ибрая Алтынсарина и профессионального развития современного учителя. Почётным гостем конференции стал Серикбай Оспанов, кандидат филологических наук, профессор и ибраевед. Он представил малоизвестные данные об Ибрае Алтынсарине, не вошедшие в научный оборот. К слову, именно Серикбай Оспанов в юбилейный год издал ценный труд посвящённый жизни и творчеству Ибрая – «Ыбырай жолы».

Гости из соседних стран Анатолий Бежанишвили из Гомельского областного института развития образования, доцент Казанского кооперативного института, кандидат педагогических наук Илдар Гиззатуллин, проректор по научной и инновационной работе Института развития образования Республики Башкортостан Светлана Насырова, кандидат культурологии, доцент Института развития образования Ярославской области Наталья Киселёва посвятили свои выступления идеям Ибрая Алтынсарина в системе образования своей страны, поделились опытом реализации его наследия в своей работе.

В рамках конференции прошла секционная работа по темам «Ценностные основы просветительско-педагогической деятельности Ибрая Алтынсарина» и «Преемственность педагогических идей Ибрая Алтынсарина в условиях обновления содержания образования». В каждой секции выступили по восемь спикеров, чьи выступления были оригинальными, насыщенными и хорошо иллюстрированными. 

Так в ходе работы секции «Ценностные основы просветительско-педагогической деятельности Ибрая Алтынсарина» директор школы-гимназии имени Б.Майлина г. Рудного Кымбат Бирманова представила действующую модель воспитательной работы в школе, выстроенную на основных педагогических принципах Алтынсарина. Преподаватель Аркалыкского педагогического института им. И.Алтынсарина, доцент Ардак Абдуллина в своём докладе обозначила целый ряд современных, новых идей воспитательной работы, основанных на педагогических взглядах просветителя. 

Интересные наблюдения о личности учителя, педагогическом мастерстве, о современном образовательном процессе и готовности детей к самоопределению и самореализации в жизни, демонстрирующие связь современных тенденций образования с учением Алтынсарина продемонстрировали докладчики Зумрат Асанова – учитель истории школы-гимназии г. Лисаковска и Айгерим Жумабаева – учитель казахского языка и литературы Жезказганской средней школы.

В докладах директора Регионального научно-практического центра «Қостанай дарыны» Натальи Рябининой и методиста по организации массовых мероприятий Областного детского биологического центра» г. Семея Ляззат Жунусовой прозвучали яркие примеры заинтересованности и педагогов, и детей в изучении жизни и творчества Алтынсарина. Примеры, доказывающие большой потенциал и творческий подход детей и молодёжи в изучении и переосмыслении наследия.

Об актуальности педагогических принципов и идей Ибрая Алтынсарина, которые и сегодня отвечают на самые приоритетные вопросы педагогики и современного образования, говорилось и на секции «Преемственность педагогических идей Ибрая Алтынсарина в условиях обновления содержания образования».

Спикерами были раскрыты вопросы созвучия просветительских идей Алтынсарина с современными тенденциями модернизации образования, роли руководителя сквозь призму деятельности просветителя. В многогранном педагогическом наследии ведущее место занимают проблемы воспитания и становления подрастающего поколения. И сегодня для педагогов это остается первостепенной задачей. 

В целом работа конференции, получившая высокую оценку её участников, ещё раз доказала жизнестойкость и актуальность педагогических идей Ибрая Алтынсарина в наши дни.

Светлана БАКУМЕНКО, 
PR, SMM-специалист филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Костанайской области»

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.