В Костанайском филиале «Өрлеу» состоялась международная научно-практическая конференция «Просветительские взгляды Ибрая Алтынсарина и современное образование», посвящённая 180-летию великого учителя.
Конференция прошла в режиме онлайн на платформе Zoom с прямой трансляцией на страницу Facebook «Өрлеу», участие приняли 1168 человек. Пленарное заседание и секционная работа были насыщены интересными докладами от приглашённых гостей из Казахстана, России, Белоруссии и Республики Башкортостан. Представители ведущих университетов, лингвисты, учёные и преподаватели поделились своими мыслями о значении наследия Ибрая Алтынсарина и его роли в современном мире.
Модератором пленарного заседания выступила директор Костанайского филиала «Өрлеу» Марионелла Слесарь. Приветственным словом открыли конференцию заместитель руководителя управления образования Костанайской области Айман Ибраева и руководитель управления культуры Костанайской области Ерлан Калмаков.
В ходе конференции звучали мысли о жизни и деятельности великого просветителя и о его вкладе в становление системы образования. Говорили о роли просветителя в школьной педагогике сегодняшнего дня, о связи педагогического наследия Ибрая Алтынсарина и профессионального развития современного учителя. Почётным гостем конференции стал Серикбай Оспанов, кандидат филологических наук, профессор и ибраевед. Он представил малоизвестные данные об Ибрае Алтынсарине, не вошедшие в научный оборот. К слову, именно Серикбай Оспанов в юбилейный год издал ценный труд посвящённый жизни и творчеству Ибрая – «Ыбырай жолы».
Гости из соседних стран Анатолий Бежанишвили из Гомельского областного института развития образования, доцент Казанского кооперативного института, кандидат педагогических наук Илдар Гиззатуллин, проректор по научной и инновационной работе Института развития образования Республики Башкортостан Светлана Насырова, кандидат культурологии, доцент Института развития образования Ярославской области Наталья Киселёва посвятили свои выступления идеям Ибрая Алтынсарина в системе образования своей страны, поделились опытом реализации его наследия в своей работе.
В рамках конференции прошла секционная работа по темам «Ценностные основы просветительско-педагогической деятельности Ибрая Алтынсарина» и «Преемственность педагогических идей Ибрая Алтынсарина в условиях обновления содержания образования». В каждой секции выступили по восемь спикеров, чьи выступления были оригинальными, насыщенными и хорошо иллюстрированными.
Так в ходе работы секции «Ценностные основы просветительско-педагогической деятельности Ибрая Алтынсарина» директор школы-гимназии имени Б.Майлина г. Рудного Кымбат Бирманова представила действующую модель воспитательной работы в школе, выстроенную на основных педагогических принципах Алтынсарина. Преподаватель Аркалыкского педагогического института им. И.Алтынсарина, доцент Ардак Абдуллина в своём докладе обозначила целый ряд современных, новых идей воспитательной работы, основанных на педагогических взглядах просветителя.
Интересные наблюдения о личности учителя, педагогическом мастерстве, о современном образовательном процессе и готовности детей к самоопределению и самореализации в жизни, демонстрирующие связь современных тенденций образования с учением Алтынсарина продемонстрировали докладчики Зумрат Асанова – учитель истории школы-гимназии г. Лисаковска и Айгерим Жумабаева – учитель казахского языка и литературы Жезказганской средней школы.
В докладах директора Регионального научно-практического центра «Қостанай дарыны» Натальи Рябининой и методиста по организации массовых мероприятий Областного детского биологического центра» г. Семея Ляззат Жунусовой прозвучали яркие примеры заинтересованности и педагогов, и детей в изучении жизни и творчества Алтынсарина. Примеры, доказывающие большой потенциал и творческий подход детей и молодёжи в изучении и переосмыслении наследия.
Об актуальности педагогических принципов и идей Ибрая Алтынсарина, которые и сегодня отвечают на самые приоритетные вопросы педагогики и современного образования, говорилось и на секции «Преемственность педагогических идей Ибрая Алтынсарина в условиях обновления содержания образования».
Спикерами были раскрыты вопросы созвучия просветительских идей Алтынсарина с современными тенденциями модернизации образования, роли руководителя сквозь призму деятельности просветителя. В многогранном педагогическом наследии ведущее место занимают проблемы воспитания и становления подрастающего поколения. И сегодня для педагогов это остается первостепенной задачей.
В целом работа конференции, получившая высокую оценку её участников, ещё раз доказала жизнестойкость и актуальность педагогических идей Ибрая Алтынсарина в наши дни.
Светлана БАКУМЕНКО,
PR, SMM-специалист филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Костанайской области»
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».
Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.