Читательская грамотность — это способность понимать, интерпретировать и воспроизводить тексты. В контексте начальной ступени обучения она означает освоение навыков чтения и понимания текста.
Читательская грамотность включает в себя не только техническое умение читать слова, но и способность осмысливать информацию, выделять главные идеи, анализировать содержание, делать выводы и использовать полученные знания. Согласно данным отечественных и международных исследований, значительное количество учащихся по-прежнему имеют низкий уровень сформированности читательской грамотности. Недостаточная читательская грамотность в раннем возрасте может привести к серьёзным последствиям: дальнейшая неуспеваемость, отсутствие интереса к научным и гуманитарным дисциплинам, а также низкая уверенность в собственных учебных способностях. Поэтому развитие читательской грамотности на начальной ступени обучения является важной задачей, которая ложится в основу образовательного процесса и влияет на дальнейшее когнитивное и социальное развитие учеников.
Свою работу по данной проблеме я не мыслю без поддержки родителей и считаю, что в развитии читательских навыков у детей ключевую роль играет семья. Семейная среда формирует основу для будущего образования, и родители, выступая в роли тьюторов, могут существенно влиять на читательскую грамотность своих детей. Давайте рассмотрим, как семья становится важным фактором в процессе развития навыков чтения у детей.
Образец чтения в семье. Родители, как первые учителя, становятся образцом для подражания своих детей. Если в семье ценится чтение, то дети видят его как естественную и приятную часть своей жизни. Родители, читающие сами и демонстрирующие интерес к книгам, внушают детям любовь к чтению.
Совместное чтение и обсуждение прочитанного. Семейные чтения и обсуждения прочитанных книг способствуют формированию навыков чтения и понимания текста. Вместе с родителями дети учатся выделять главные идеи, анализировать сюжет, предсказывать события и выражать свои мысли.
Поддержка при обучении. Родители могут стать активными участниками в обучении чтению, поддерживая детей при выполнении домашних заданий. Позитивное отношение, поощрение и помощь в преодолении трудностей создают благоприятное обучающее окружение.
Содействие индивидуальным потребностям. Семейная среда позволяет лучше понять индивидуальные потребности и интересы ребёнка в области чтения. Родители могут выбирать книги, соответствующие возрасту и уровню развития, создавая комфортные условия для обучения.
В любых вопросах, касающихся обучения ребёнка, обязательно должна быть поддержка родителей со стороны учителя. Она может быть оказана в разных формах, методах и направлениях. Это могут быть как индивидуальные беседы и консультации, так и групповые встречи в виде мастер-классов, читательских посиделок или встреч за круглым столом. Важным и главным аспектом этой поддержки является систематичность и регулярность, а не единичные встречи от случая к случаю.
На протяжении нескольких лет анализа этой проблемы возникла потребность разработать программу «Семья как тьютор читательской грамотности на начальной ступени обучения», которая направлена на активное вовлечение семей в процесс развития навыков чтения и грамотности у детей. Её основная цель – создание благоприятной образовательной среды в семье, где родители становятся активными участниками и поддерживают обучение детей в области чтения. Программа предоставляет родителям инструменты и знания, необходимые для эффективного обучения чтению детей. Также включает в себя методики чтения вслух, использование игр для обучения буквам и словам, разнообразных форм и приёмов, создание поддерживающей обстановки для развития грамотности.
Особенностью этой методики является то, что реализация программы направлена не только на учащихся с низким уровнем техники чтения, но и на их родителей и педагогов школы с целью оказания педагогического сопровождения для вооружения приёмами и методами работы по повышению читательской грамотности. На наших встречах дружелюбная и открытая атмосфера, чтобы каждый родитель чувствовал себя вовлечённым. При подготовке к занятиям тщательно подбирается материал, который будет полезен и интересен родителям и детям. Все принимают активное участие и с удовольствием работают в парах, в группах. Мы работаем над кейсами, где обсуждаются различные ситуации, например, как справляться с нежеланием ребёнка читать или как поддерживать его интерес к книгам. Я замечаю, что такие обсуждения дают родителям возможность учиться друг у друга и адаптировать успешные методы в своих семьях.
Очень важно, что на каждой встрече мы поднимаем темы о том, как родители могут взаимодействовать с детьми во время чтения. Каждый родитель приходит к выводу, что важно задавать вопросы детям, после прочитанного, обсуждать характеры и сюжеты, а также делиться собственными эмоциями от прочитанного. Это создаёт у детей ощущение, что чтение – это не только обязательство, но и увлекательное занятие.
Проводя такие занятия, я вижу, как растёт вовлечённость родителей в процесс развития читательской грамотности. Семья действительно является важным тьютором в жизни каждого ребёнка, и мы, учителя, можем помочь родителям стать увереннее и более подготовленными к этой роли. Взаимодействие с родителями – важный аспект нашей работы, и я вижу в нём огромной потенциал для поддержки и развития читательской грамотности у детей.
Оксана БОЖЕНКО,
учитель начальных классов Тогузакской ОШ, Карабалыкский район
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.