Читательская грамотность — это способность понимать, интерпретировать и воспроизводить тексты. В контексте начальной ступени обучения она означает освоение навыков чтения и понимания текста.
Читательская грамотность включает в себя не только техническое умение читать слова, но и способность осмысливать информацию, выделять главные идеи, анализировать содержание, делать выводы и использовать полученные знания. Согласно данным отечественных и международных исследований, значительное количество учащихся по-прежнему имеют низкий уровень сформированности читательской грамотности. Недостаточная читательская грамотность в раннем возрасте может привести к серьёзным последствиям: дальнейшая неуспеваемость, отсутствие интереса к научным и гуманитарным дисциплинам, а также низкая уверенность в собственных учебных способностях. Поэтому развитие читательской грамотности на начальной ступени обучения является важной задачей, которая ложится в основу образовательного процесса и влияет на дальнейшее когнитивное и социальное развитие учеников.
Свою работу по данной проблеме я не мыслю без поддержки родителей и считаю, что в развитии читательских навыков у детей ключевую роль играет семья. Семейная среда формирует основу для будущего образования, и родители, выступая в роли тьюторов, могут существенно влиять на читательскую грамотность своих детей. Давайте рассмотрим, как семья становится важным фактором в процессе развития навыков чтения у детей.
Образец чтения в семье. Родители, как первые учителя, становятся образцом для подражания своих детей. Если в семье ценится чтение, то дети видят его как естественную и приятную часть своей жизни. Родители, читающие сами и демонстрирующие интерес к книгам, внушают детям любовь к чтению.
Совместное чтение и обсуждение прочитанного. Семейные чтения и обсуждения прочитанных книг способствуют формированию навыков чтения и понимания текста. Вместе с родителями дети учатся выделять главные идеи, анализировать сюжет, предсказывать события и выражать свои мысли.
Поддержка при обучении. Родители могут стать активными участниками в обучении чтению, поддерживая детей при выполнении домашних заданий. Позитивное отношение, поощрение и помощь в преодолении трудностей создают благоприятное обучающее окружение.
Содействие индивидуальным потребностям. Семейная среда позволяет лучше понять индивидуальные потребности и интересы ребёнка в области чтения. Родители могут выбирать книги, соответствующие возрасту и уровню развития, создавая комфортные условия для обучения.
В любых вопросах, касающихся обучения ребёнка, обязательно должна быть поддержка родителей со стороны учителя. Она может быть оказана в разных формах, методах и направлениях. Это могут быть как индивидуальные беседы и консультации, так и групповые встречи в виде мастер-классов, читательских посиделок или встреч за круглым столом. Важным и главным аспектом этой поддержки является систематичность и регулярность, а не единичные встречи от случая к случаю.
На протяжении нескольких лет анализа этой проблемы возникла потребность разработать программу «Семья как тьютор читательской грамотности на начальной ступени обучения», которая направлена на активное вовлечение семей в процесс развития навыков чтения и грамотности у детей. Её основная цель – создание благоприятной образовательной среды в семье, где родители становятся активными участниками и поддерживают обучение детей в области чтения. Программа предоставляет родителям инструменты и знания, необходимые для эффективного обучения чтению детей. Также включает в себя методики чтения вслух, использование игр для обучения буквам и словам, разнообразных форм и приёмов, создание поддерживающей обстановки для развития грамотности.
Особенностью этой методики является то, что реализация программы направлена не только на учащихся с низким уровнем техники чтения, но и на их родителей и педагогов школы с целью оказания педагогического сопровождения для вооружения приёмами и методами работы по повышению читательской грамотности. На наших встречах дружелюбная и открытая атмосфера, чтобы каждый родитель чувствовал себя вовлечённым. При подготовке к занятиям тщательно подбирается материал, который будет полезен и интересен родителям и детям. Все принимают активное участие и с удовольствием работают в парах, в группах. Мы работаем над кейсами, где обсуждаются различные ситуации, например, как справляться с нежеланием ребёнка читать или как поддерживать его интерес к книгам. Я замечаю, что такие обсуждения дают родителям возможность учиться друг у друга и адаптировать успешные методы в своих семьях.
Очень важно, что на каждой встрече мы поднимаем темы о том, как родители могут взаимодействовать с детьми во время чтения. Каждый родитель приходит к выводу, что важно задавать вопросы детям, после прочитанного, обсуждать характеры и сюжеты, а также делиться собственными эмоциями от прочитанного. Это создаёт у детей ощущение, что чтение – это не только обязательство, но и увлекательное занятие.
Проводя такие занятия, я вижу, как растёт вовлечённость родителей в процесс развития читательской грамотности. Семья действительно является важным тьютором в жизни каждого ребёнка, и мы, учителя, можем помочь родителям стать увереннее и более подготовленными к этой роли. Взаимодействие с родителями – важный аспект нашей работы, и я вижу в нём огромной потенциал для поддержки и развития читательской грамотности у детей.
Оксана БОЖЕНКО,
учитель начальных классов Тогузакской ОШ, Карабалыкский район
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».
Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.