Свобода, знания – я ими увлечён

Выпуск - №41(437)   :   16.10.2020
812

Абай Кунанбаев был не только просветителем, философом, композитором, переводчиком, основоположником казахской письменной литературы. Он был учителем молодых демократов-казахов. Один их них – Шакарим Кудайбердиев. Вспоминая сегодня его жизнь, мы отдаём дань памяти Абаю, потому что каждый учитель жив своими учениками.

Шакарим Кудабердиев (1858 – 1931 гг.) – поэт, философ, путешественник, историк, просветитель, о котором долгие годы не было объективной информации. Не зря говорят, что время расставляет всё на свои места. Только в конце XX века имя Шакарима было возвращено истории. Он не только проповедовал идеи справедливости и чести, но и сам в своей жизни был верен этим принципам, такими же воспитал своих сыновей, которые сохранили его творчество и смогли донести его до потомков.
Шакарим – внук Кунанбая от старшего сына. В пять лет Шакарима отдали на обучение мулле, от которого мальчик узнал не только основы ислама, но и арабской и персидской грамоты. Когда мальчику исполнилось семь лет, ушёл из жизни его отец. Шакарим стал жить в доме деда, который продолжил воспитание и обучение внука. Основное влияние на его развитие оказал Абай, благодаря которому Шакарим смог развить свои природные задатки. Его окружали поэты, музыканты, он слышал стихи Абая, его размышления, занимался в его литературном кружке, рос с его детьми. Он изучал духовные и философские трактаты, античные и современные художественные тексты, увлекался географией, историей, физикой, естественными науками. Сам писал стихи, сочинял музыку, научился резьбе по камню, рисовал, моделировал и шил одежду, играл на домбре, скрипке и делал музыкальные инструменты. Его организм был закалён на природе: он был хорошим  охотником, метко стрелял,  умел охотиться с  беркутом. Но свою физическую силу никогда не применял против человека. Шакарим органически не переносил насилие и с ранней юности он стремился решать все спорные вопросы мирным путем.  Не терпел сквернословия, неприличные слова вызывали у него отторжение. Для него были важны «Любовь, большое сердце, справедливость, Свобода, знания – я ими увлечён». Этим высоконравственным и гражданским принципам он был верен до конца своей жизни. 
Можно сказать, что природные и приобретённые ценности Шакарима, пересекаясь с абсолютными ценностями, развились в прекрасные качества характера, которые он использовал на благо своего многострадального народа. Трижды Шакарим избирался волостным управителем. Ему приходилось решать различные имущественные споры и родовые тяжбы. Он видел, что необходимо упорядочить отношения между разными слоями общества и родами. Выполняя свои административные обязанности, Шакарим понимал, что должность превращает его в бездушного чиновника, поэтому в сорок лет оставил пост волостного управителя и посвятил себя творчеству и путешествиям. Об этом периоде жизни сам Шакарим писал в поэме «Жизнь Забытого» так: «Годы между двадцатью и сорока, Годы юности неповторимой.  Зря они прошли, Наполнив сердце кровью гнойной». Гноем, наполнившим его сердце, стало невежество степных жителей, ложь и алчность богачей. Для того чтобы вернуть народ к духовно-нравственной чистоте, он написал книгу «Каноны мусульманства», в которой раскрыл основополагающие принципы и наставления ислама, откровения из Корана. Он рассматривал мусульманские правила с точки зрения традиционного казахского мировоззрения. Из священной книги выбрал те притчи и проповеди, которые соответствовали его собственным идеям. Шакарим призывал свой народ к познанию тайн природы, верить в справедливость, строить добрые отношения в семье и с друзьями, сохранять душевную чистоту, стремиться к истине, несмотря на то, что мы мало знаем о ней. «Если человек познает себя, он познает и Бога», - писал Шакарим. 
Источником вдохновения, основой творчества и деятельности Шакарима стала жизнь Абая. Благодаря его советам он изучил русский язык, читал в оригинале Пушкина, Толстого, Лермонтова. Он глубоко изучил русскую классическую литературу, перевёл стихи и повести А.С. Пушкина «Дубровский» и «Буран», познакомил казахских читателей с целым рядом рассказов Л.Н. Толстого, с которым Шакарим состоял в переписке. В письмах он делился с русским классиком наболевшим, просил совета. К сожалению, подлинники писем не сохранились. Абай дал ему возможность совершить путешествие в Турцию, где Шакарим изучал древние тексты в Стамбульской библиотеке. Также он совершил хадж в Мекку.  Изучал произведения арабских писателей Хафиза, Физули, Навои и перевёл их на казахский язык. Свои путешествия Шакарим совершил уже после ухода из жизни Абая. Смерть любимого и почитаемого учителя он перенёс тяжело и уединился в Чизгистау, полностью отдавшись творчеству и философии. 
Шакарим вместе с Абаем были одними из первых представителей казахов, которые не просто отстаивали гуманистические принципы традиционного казахского мировоззрения, но и внесли собственные суждения, которые вписались в мировую философию. Жизнь Шакарима яркий пример проявления единства мысли, дела и слова. Он с юности бескорыстно служил своему народу, понимал, как важна нравственная чистота, стремился к тому, чтобы казахская молодёжь была грамотной и использовала свои знания на благо общества.
Я считаю, что идеи Шакарима о духовном начале человека, о его лучших качествах, о стремлении к абсолютной истине и служении должны стать основой содержания образовательной системы нашей страны. Глубже изучая творчество Шакарима Кудайбердиева, мы вдохновимся его философией, гуманистическими идеями, выйдем на более высокий уровень мышления, важный для гармоничной жизни человека. 

Мария БАЯХМЕТОВА, 
учитель истории и самопознания школы-гимназии г. Лисаковска


 
 

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.