Творчество Абая и духовная модернизация современного общества

Выпуск - №41(437)   :   16.10.2020
3173

С именем Абая Кунанбаева прочно связан термин «духовная культура», который сейчас так тщательно разрабатывается. Что же он означает? Это, прежде всего, мысли и чувства человека, влияющие на его сознание, культурные потребности каждого человека, направленные на формирование и развитие общечеловеческих ценностей.

Всё это отражается в духовной деятельности человека, в его моральных принципах и нормах поведения, в целостных ориентирах и менталитете, в произведениях литературы и живописи. Человек, по мнению Абая, - это центр мироздания. Он наделён не только душой, но и разумом. Духовность – это определяющее начало в любом человеке, которое подпитывается из книг и народной мудрости, из опыта предыдущих поколений. И в современных условиях мировой конкуренции только такое поколение, которое держит в чистоте душу, сердце и образ мыслей, может жить и творить.
Абай Кунанбаев считал, что основа любого прогресса – в образовании и науке. Он мечтал о том, чтобы казахский народ неустанно учился и развивался. А ведь это и есть основа духовной модернизации. Абай считал, что качественное образование – это такое образование, которое гарантировано государством и доступно всем социальным слоям общества. Наше современное образование строится на тех же принципах. В своих произведениях Абай обращался к общечеловеческим проблемам педагогической теории и практики. Достаточно лишь вспомнить его слова: «Лишь знаньем жив человек, Лишь знаньем движется век, Лишь знанье – светоч сердец». 
Да, у Абая нет специальных педагогических трудов. Но в каждом своём произведении он так или иначе затрагивает эту тему. Это и обращение к молодёжи с просьбой учиться, чтобы потом принести пользу родной стране, и рассуждения на морально-этические темы, и обращение к учителям, которые, несмотря на несовершенство системы, стараются передать детям не только знания, но и привить нравственные качества. 
Абаё придавал очень большое значение роли учителя в обществе. Ведь именно он, как считал поэт, является проводником в мир знаний, в мир науки и культуры. И наша современная система образования тоже идет в том же направлении. Методы и формы обновляются вместе с развитием общества, модернизация происходит во всех сферах образования. И особую роль, на мой взгляд, в духовной жизни общества сейчас отводится именно учителю, который должен стать ведущей силой в укреплении общенациональных ценностей. 
Трёхъязычие – это тоже не открытие двадцать первого века. Абай всегда призывал свой народ изучать иностранные языки. Именно сегодня очень актуально звучит его  призыв учиться у других народов, укрепляя связи со всем миром. Кунанбаев прекрасно понимал, что для того чтобы развиваться, нужно знакомиться с культурными и научными достижениями других стран, брать все новое и интересное, совершенствовать свои знания. А для этого просто необходимо знать иностранные языки. И тогда твои возможности как личности значительно расширяются. «Если подрастающее поколение осваивает науку, уважает свой язык и при этом изучает другие языки, то это двойное благополучие для нашей страны», - так говорил великий Абай уже сто лет назад. 
Сам Абай, благодаря хорошему знанию не только казахского, но и русского языка, подарил казахскому народу Пушкина, Лермонтова и Крылова. И это не случайный выбор. Ведь Абай прекрасно понимал, что творчество этих писателей и поэтов отражает жизнь и культуру русского народа, его мысли и чаяния. Помимо этого, Абай обладал поразительным переводческим искусством, поэтому его переводы и были яркими, поэтичными, близкими к оригиналу. В то же время он никогда не забывал, что его родной язык, поражающий своей самобытностью и красотой, тоже имеет право развиваться. Поэтому в своих переводах он использует и художественные образы казахского фольклора, восточной классики, его собственные эстетические понятия. 
Не обошел стороной Абай и высшее образование. Ведь стремление молодёжи получить специальность, углубить свои познания в той или иной сфере – это стремление не только узнать что-то новое, стать лучше, но и улучшить жизнь своих сограждан в той или иной области. Вот тут-то и идёт совмещение двух понятий: этики и науки. И нравственность здесь играет не последнюю роль. Абай всегда считал науку и просвещение универсальными средствами для разрешения всех нравственных проблем. В этом отношении великий просветитель видит выход в благоразумности и уверенности «қанағаат ету». В своём произведении «Книга слов» великий мыслитель размышляет о мировой культуре, науке и о том, какое значение это имеет для казахского народа. Именно в образовании, науке и искусстве видел Абай, истинный патриот, будущее своего народа: «Тот, у кого больше знаний, любви, справедливости, - тот мудрец, тот учёный, тот и обладает миром». 



Иногда можно услышать такую формулировку: «старые формы духовности». Но духовность – это то, что не стареет. Скорее всего, происходит необходимая реорганизация нравственных и культурных принципов наших предков в новых исторических реалиях. Это же можно сказать и про Абая Кунанбаева. Да, сейчас происходит некая трансформация ценностей. И, наверное, творчество и сам жизненный пример Абая является той самой спасительной «соломинкой», которая сможет сыграть немаловажную конструктивную роль в процессе консолидации общества, в процессе духовной преемственности во всех направлениях. Это и есть модернизация духовных ценностей, которая происходит сейчас в современном обществе. Сам Абай определяет культуру любого народа в любое время не только в способности мыслить и творить, но и анализировать результаты своего труда творческого или физического. 
О чём бы ни писал Абай, красной нитью в его произведениях проходит тема нравственности, воспитания этических норм. Эта формула в трактовке Абая: «Адам бол!» («Будь человеком!») – союз разума, сердца и воли. Только личности, полностью овладевшие этими качествами, по мнению Абая, могут стать опорой общества. И эти слова обращены, в первую очередь, к молодёжи, которая должна стремиться к тому, чтобы умело сочетать в себе разум и волю, трудолюбие и стремление к знаниям, дружбу и любовь. Абай был уверен, что его слова назидания в нравственно-этическом отношении дойдут до ума и сердца молодых и смелых. Ведь они основаны на интересах, нравственных идеалах и мудрости казахского народа, на его искусстве и культуре, на общественном сознании соплеменников. И светлое будущее казахского народа Абай связывал именно с молодёжью. По его мнению, каждый смолоду должен стремиться к тому, чтобы соответствовать званию патриота и гражданина, человека и гуманиста. Мне очень нравится высказывание Абая про то, что «солнце и луна – украшение небес, леса и ягоды – украшение гор, а украшение земли – человек». Абай свято верил, что именно молодыми будет построен мир, в котором не будет «невежества и темноты».
Абая Кунанбаева можно с уверенностью назвать просветителем-гуманистом. Для него было свойственно воздействовать своим творчеством на умы и чувства людей, обновлять общество своим поэтически словом, подчёркивать достоинство человека. Как и современная система образования, теоретические воззрения Абая в области педагогики строились на том, что формирование нравственных ценностей, духовное развитие подростка идет в течение жизни, поэтому необходимо в обучении основной упор делать на воспитательных и развивающих моментах, чтобы молодой человек смог стать социально адаптированным членом общества и смог внести свой вклад не только в экономическую жизнь страны, но и пополнить её духовный потенциал. Абай утверждал, что нужно дорожить каждым ребёнком, стараться сделать его достойным человеком, который потом сможет принести пользу народу и стране.
И именно обращение к советам и нравственным заповедям Абая может помочь в современной педагогике преодолеть нравственное несовершенство в воспитании молодёжи. Им разработан целый кодекс этических норм. Напутствия и наставления звучат уже в названиях: «Не щеголяй вещами», «О, джигиты, дорог смех, не шутовство» и другие. Ведь даже сто лет назад ценились такие качества, как гуманизм, доброта, красота человеческих отношений, товарищество, мужество, долг и совесть. Высшая цель воспитания, по мнению Абая, - воспитать патриота и труженика, а цель обучения – познание вселенной, приобретение знаний, получение образования и профессии. 
Но как было уже сказано выше, ни знаний, ни благополучия нельзя добиться без труда и упорства. Поэтому в каждом своем произведении Абай Кунанбаев воспевает труд как жизненную потребность человека, как основу его нравственности. А бездельников Абая считал безнравственными личностями. А разве современная образовательная система не основана на принципах трудолюбия? Ведь даже на уроках широко практикуется исследовательская работа школьников, ценится их участие в научно-практических конференциях. Если ученик самостоятельно старается добыть дополнительные знания, работать с источниками, то такие ребята смогут определиться в жизни, найти правильный путь, стать исследователем, первопроходцем. А в дальнейшем принести пользу казахстанской науке или экономике. 
Я думаю, что основными принципами духовной модернизации являются принципы самоконтроля, самовоспитания и самодисциплины. И именно сейчас моральные нормы Абая не только не утратили своей значимости, но и приобрели новое звучание и требуют тщательного изучения.
У Абая есть формулировка «полный человек». По мнению мыслителя, это человек, который сполна познал себя, уверен в том, что он делает, несёт полную ответственность за свои поступки и стремится только к добру и созиданию. «Ум, силу, сердце держи в равновесии, всё это сделает тебя полноценным». Это ценилось в XIX веке, и это считается главным в человеке и сегодня, во времена духовной модернизации нашего общества. 
 

Татьяна ЧЕСОВСКАЯ, 
учитель русского языка и литературы СШ №8, г. Костанай

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.