Ученье даст вам счастье 

Выпуск - №40 (436)   :   08.10.2020
320

Неостановимо время, минуты складываются в часы и недели, годы в десятилетия и столетия. Одно поколение людей сменяет другое. Но коллектив преподавателей и студентов Костанайского педагогического колледжа глубоко уверен: пока в душе человека есть желание открывать неизвестное, самоотверженность и высокий профессионализм, место теплу, доброте, любви, духовному свету, связь поколений не прервётся никогда!

В настоящее время в Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс, несмотря на большое количество возникающих проблем, сопровождается изменениями в педагогической теории и практике, и сегодня как никогда важно сохранить традиции социально-культурного, национального образования, вдохнув в него новую жизнь.

Важна продуманная систематическая работа в этом направлении, одним из которых, по моему твёрдому убеждению, и является непрерываемая связь поколений. Педагогическому колледжу очень важно сохранить память об истории становления не только своего учебного заведения, но главным образом об истории становления народного образования в Казахстане и родном крае. Особенно это полезно будущим педагогам, потому что только преемственность поколений обеспечивает связь между прошлым, настоящим и будущим, делает профессию учителя незыблемым столпом развивающегося общества. 

Именно этим можно объяснить тот факт, что в год 80-летия системы профессионально-технического образования не только нашей области, но и Республики Казахстан трансляцию праздничного выпуска, посвящённого Дню учителя, студенты колледжа предложили провести из Костанайского областного мемориального музея Ибрая Алтынсарина. И это очень знаменательно, так как знакомство первокурсников с будущей профессией, областным центром начинается именно с посещения музея Алтынсарина и памятных мест, рассказывающих о нашем удивительном земляке. Это объясняется тем, что педагогическая, общественная деятельность нашей организации образования осуществляется под влиянием передовых идей учёного и педагога Ибрая Алтынсарина. 

Слова Алтынсарина: «Долг каждого из нас — принести посильную лепту на пользу своей Родины» можно назвать девизом очень короткой, но славной его жизни. брай Просветитель, педагог, писатель, этнограф, фольклорист, общественный деятель, стал для современного педагога Учителем и духовным Наставником. Педагогические идеи, просветительская деятельность Ибрая Алтынсарина оказывала и оказывает огромное влияние на развитие самосознания и образовательных потребностей будущего и начинающего учителя, который понимает, что в образовании, деле всей своей жизни, можно достичь многого, опираясь на наследие и опыт этого великого человека.

Первые шаги маленький Ибрай сделал на нашей Костанайской земле, которая дала вдохновение многим известным казахским литераторам, акынам, просветителям. Но именно Алтынсарин стал первым и щедрым истоком просветительства, несущим казахскому народу образование, передовые педагогические идеи и культуру. 

Ибрай Алтынсарин жил и трудился более полутора столетия назад, во времена невежества, феодального гнёта. Народу, поднимающемуся из темноты безграмотности и угнетения, требовался свет знаний и просвещения. Нужны были школы, книги и учителя. В городе Верном (ныне Алматы) была единственная гимназия, где за партами сидело 360 учеников. Первым педагогом стал Ибрай Алтынсарин, который открыл 11 учебных заведений. Тяжёлой была его жизнь, а работа требовала огромной самоотдачи. Он стал первым лучом света на ниве просвещения бескрайних степей Казахстана.

Изучая педагогическое наследие великого просветителя, поражаешься, что педагогические идеи, высказанные им более 150 лет назад, актуальны и на сегодняшний день. Да и сама многогранная личность Ибрая Алтынсарина является образцом профессионализма и интеллигентности.
Уже в юные годы, понимая, насколько важно стремление к прогрессу и знаниям, Ибрай не только зачитывался произведениями классиков мировой литературы – Шекспира, Гёте, Байрона, Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Фирдоуси, Низами, Навои и других, но и с не меньшим интересом изучал точные науки. И в результате стал разносторонне образованным человеком, человеком энциклопедических знаний. 

Алтынсарин придавал большое значение личным качествам учителя, его культуре, знаниям, умениям, роли учителя как главного двигателя всего учебного и воспитательного процесса в школе. Сочетание личностных и профессионально-деловых качеств обеспечивает, по мнению великого Ибрая, авторитет учителя, его заражающее воздействие на учеников. Именно из этих истоков проявились отличительные качества его личности: интеллигентность, доброжелательность, открытость, вежливость, ответственность, обязательность, тактичность, постоянное стремление к совершенствованию своего профессионального мастерства, творческий подход к работе.

Просветитель-демократ, ученый, мыслитель, общественный деятель Ибрай Алтынсарин главным условием нравственного становления людей считал распространение среди широких масс грамотности и научных взглядов, а основой нравственности – образование и воспитание. Наряду с открытием различных типов учебных заведений, большое внимание Алтынсарин уделял подготовке педагогических кадров, методической оснащённости учебного процесса, им были разработаны основополагающие принципы преподавания русского языка в казахской школе, в учебно-воспитательном процессе активно использовались передовые методы и средства нравственного, трудового, эстетического воспитания подрастающего поколения. Педагогические идеи Учителя и поныне являются глубоко актуальными и современными, особенно сейчас, потому что они направлены на то, чтобы облагородить человека, сделать его прекрасным, уберечь от пошлости, ввести в связь с обществом и миром.

Принимая идеи Ибрая Алтынсарина о роли и назначении учителя, его профессионализме, коллектив Костанайского педагогический колледжа решает важнейшие задачи модернизации системы образования, выбрав в качестве одного из основных направлений исследовательское обучение, способствующее развитию творческого потенциала будущего педагога. Организация исследовательской деятельности рассматривается нами как мощная инновационная образовательная технология. Традиционными являются ежегодные алтынсаринские педагогические чтения, научно-практические конференции на базе колледжа, в которых принимают участие как преподаватели и студенты колледжа, так и коллективы базовых организаций, педагогические коллективы учебных заведений города и области.

К примеру, в текущем учебном году 26 октября онлайн на платформе Zoom планируется провести педагогические чтения студентов и преподавателей колледжа, посвящённые просветителю, педагогу-новатору, писателю, этнографу, фольклористу, общественному деятелю Ибраю Алтынсарину. С нами вместе родительская общественность, которая принимает активное участие в мероприятиях колледжа.

Профессиональному росту выпускников способствует и работа по курсовому проектированию. Темы курсовых работ и уровень их разработки являются актуальными для современной системы образования, так как учитываются зональные особенности типов школьных и дошкольных учебных заведений, культурно-досуговых, дизайнерский организаций. Кроме того, плодотворно развивается работа научно-студенческого объединения НСО, в рамках которого студенты под руководством педагогов готовят доклады, статьи, исследовательские проекты, с которыми участвуют и демонстрируют хорошие результаты как на областных, так и на республиканских конференциях, педагогических олимпиадах и семинарах. 

Доброй традицией стало включать в тематику курсовых и научно-исследовательских работ изучение, исследование наследия прошлого (особенно наследие Алтынсарина) в преломлении к сегодняшним реалиям. Активное участие студентов в подготовке и проведении научных исследований способствует росту сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, в конечном итоге формированию профессиональной личности будущего специалиста. При таком  интеллектуальном участии закладывается фундамент научно-практических исследований и даётся путевка в жизнь новым идеям, новым проектам, решаются вопросы воспитания студенческой молодежи в системе профессионального образования.

Великий Ибрай умел проявить отеческую заботу об учителях, дать им дружеские советы по всем вопросам, включая вопросы личной жизни, и в то же время предъявлял к ним строгие требования в деле обучения и воспитания учащихся. 
Особое внимание наш знаменитый земляк уделял проблемам сельской школы. Ибрай Алтынсарин понимал, что учитель в сельской школе – это особое призвание и признание, это центр маленького мироздания, а посему к нему и требования более строгие, чем к другому окружению. 
Наши студенты – это в основном будущие учителя сельских школ. И как наставление сразу приходят на ум слова:

В селе ты не просто порядочный житель,
У всех на виду, твоё имя – Учитель!
И спрос с тебя строгий, и честь высока,
И ноша твоя на миру нелегка.


В 1884 году на страницах Оренбургской газеты была помещена статья, в которой ученики Алтынсарина писали: «Мы готовы видеть в лице Ибрая Алтынсарина героя, который становится отражением своего народа, духа его, ума, нрава, характера и вообще всей жизни». Исследование педагогического опыта, неоценимого вклада в образовательную систему нашего государства педагога, человека с большой буквы, заслужившего память и благодарность учеников, поможет найти последователей, к числу которых мы относим нынешнее поколение молодых и будущих учителей. И как завет звучат слова:

То, что сделать не могли 
Мы, седые старики,
Вы теперь должны достичь,
Вы – грядущего ростки.


Современные студенты – это творческие, разносторонне развитые, креативные, образованные, целеустремлённые личности с активной жизненной позицией, целым фонтаном идей и планов на будущее. Мы знаем – впереди их ждут инновации и педагогические открытия. А мы, педагоги, сделаем всё возможное, чтобы помочь студентам реализовать имеющийся потенциал.

Ученье даст вам счастье,  
Оно озарит, как свет
Каждое ваше желание, 
Яркий оставит след.


Ибрай Алтынсарин

Галия УРАЗАМБЕТОВА, 
директор Костанайского педагогического колледжа, 
кандидат педагогических наук

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.