Учись новому. По-новому

Выпуск - №33-34 (429-430)   :   28.08.2020
159

Этот текст хочу начать без долгих прелюдий, историй и размышлений. Главная проблема современной педагогики, системы образования и всех остальных причастных и сочувствующих, это то, что мы не видим в педагогах людей. И никакие мультимедиа, интерактивные доски, виджеты и дайджесты не помогут. 

Существует мнение, оно довольно часто транслируется по многим каналам, что раньше образование было лучше, учителя были профессиональнее, аттестаты правдивее, хулиганы обаятельнее. А как было раньше? Учитель являлся уникальным (зачастую единственным) источником знаний. Конечно, существовали и учебники, и библиотеки. Но, это было сложно. Знания надо было искать, добывать даже. В книгах, текстах надо было разбираться, они не содержали в себе готового решения. Они могли лишь натолкнуть, намекнуть на решение той или иной задачи. Интернета и привычных нам гаджетов, естественно не было. Авторитет учителя возвышался огромной непоколебимой глыбой не только над классом. Зачастую педагоги имели большое влияние и на общественную, и на личную жизнь отдельных людей. Получая свои знания, стремления, иногда и манеру поведения от таких же опытных, авторитетных педагогов, они транслировали это и в своей профессиональной жизни. Цель педагогики – воспитать достойных граждан своей страны. И подобный подход, надо отметить, работал достаточно эффективно.
Вернёмся в сегодняшний день. Прежняя педагогическая система ещё не совсем канула в Лету, мэтры предпенсионного возраста по-прежнему в строю. Но эффект, мягко говоря, не тот. Интересное явление, согласитесь!

Кто виноват? И что делать? Ничего. Звучит немного обречённо, понимаю. Но разбираясь в причинах подобного явления, всё становится очевидно: пришёл век доступных, «лёгких» знаний, технологий, интернета и тенденции идти по пути наименьшего сопротивления. 

Первое, что шатает эффективную, пусть и несколько несовременную педагогическую систему, это интернет. Уже не один десяток лет он является неоспоримым монополистом трансляции знаний. Это широкий, быстрый, доступный информационный ресурс. И если в этих характеристиках интернет бесспорный лидер, то кое в чём мы, современные педагоги, можем потягаться с ним. Креатив и интерактивность. Эти качества способны вернуть детей из всемирной паутины. Педагог может (и должен) быть более креативным в использовании методов и приёмов, использовать любопытные взаимодействия. К сожалению, это используется редкими единицами на показательных занятиях…
Наши кабинеты оборудованы интерактивными досками, роботизированным оборудованием, разве что учителей-роботов у нас нет. Можно трогать доски, вызывая своими прикосновениями изменение картинки, управлять учебным оборудованием через собственный гаджет, но нельзя открыто и по детски добро и наивно поговорить с учителем, пошутить, спросить, как дела. То есть, прочувствовать учителей как простых людей. На мой взгляд, это лишает занятия открытости и естественности. Дистанционное обучение стало яркой иллюстрацией этого.

Во-вторых, стало больше мнений. В отличие от преподавателя, интернет содержит большое многообразие позиций по любому вопросу. Преподаватель, как и любой человек, имеет устоявшиеся взгляды на те или иные темы, нередко устаревшие, не развивающиеся. И если продолжить ряд моментов, где педагог может потягаться с интернетом, то качественный сторителлинг, саморазвитие, отслеживание современных тенденций сыграет в пользу педагога. 

В-третьих, яркость восприятия. При правильном решении задачи, эффективном выполнении упражнения любая интерактивная программа заиграет бодрой музыкой и замигает яркими лампочками, а то и включит звук оваций и подарит парочку интерактивных бонусов. В ежедневной суете учитель иногда на самом деле забывает похвалить, подарить особый поощряющий взгляд, поблагодарить за продуктивную работу. Казалось бы, барьер непреодолим. Ну не будешь же стучать в барабаны от удачного решения задачи каждый раз. Но и тут есть момент, позволяющий переиграть мультимедиа. Программы подобного рода составлены таким образом, что отмечают только стопроцентный успех. То есть, даже если учащемуся не хватило половины балла, он не удостоится поощрительной музыки и лампочек. Но педагог может отмечать не только отлично выполнивших задания, но и проявивших волю к победе, стремление и старания. И даже малейшую попытку поучаствовать в процессе. Почему бы и нет? Вместо сухого: «Всем спасибо, вы все молодцы!» персонализировать процесс формативной оценки.

Следующим острым моментом служит сам спектр информационных ресурсов сети интернет. Даже в официальных и популярных ресурсах сети может содержаться неточная, недостоверная и некорректная информация. Но поданная настолько ярко и эффектно, что не вызывает сомнений и критичного обдумывания. Эффект доктора Фокса. Слышали о таком? Этот эффект позволяет сделать любую неправдоподобную информацию интересной и познавательной. Для этого всего-то и надо – быть харизматичным. Люди склонны прислушиваться к артистичным лекторам и принимать их слова на веру. Во время яркого, артистичного выступления зрителям менее очевидны противоречия и возможно даже нелогичность представляемой информации. Сложно оценить адекватность того, о чём увлечённо говорит докладчик. Более того, зрителю может показаться, что он получил новые, ценные знания. А вот менее харизматичные лекторы не оставляют о себе такого яркого впечатления. И это, в свою очередь, обесценивает получаемую от них информацию. Почему бы нам не использовать такой интересный эффект в благих целях? Не добавить в свои уроки-выступления яркости и эффектности? Не даром профессия педагога сравнивается с актёрской. У нас есть зрители, есть сцена. Давайте творить!/



Говоря о времяпрепровождении наших учеников в интернете, нельзя обойти вниманием социальные сети. Одной из самых популярных, на данный момент, является инстаграм.  «Инста», как говорят мои студенты, прошла долгий путь от сайта с красивыми фото до настоящей информационной платформы. Сейчас в инстаграме можно найти информацию из любой области знаний. Она яркая, лаконичная и, что важно, легко воспринимаемая. Инструментарий социальной сети позволяет с лёгкостью использовать инстаграм в своей дидактической работе... Можно устраивать опросы, записывать тематические видео, размещать любую полезную информацию. При этом, инстаграм не обезличивает вас как человека. В аккаунт можно написать информацию о себе, прикрепить своё фото и делиться моментами вашей личной жизни. Свой аккаунт можно использовать как виртуальный портфель, хранить там архив идей, ответов, реакций, выводов. Всё это легко забыть во время ежедневной суеты. А ведь некоторые инсайты способны изменить наше мировоззрение. 

Для примера и вдохновения могу порекомендовать яркие аккаунты учителей. Miss Ажар, интересный аккаунт учителя английского языка. Она доходчиво объясняет подписчикам тонкости разговорного английского, всё это иллюстрируется мультяшной картинкой по теме. Яркий визуал очень помогает при запоминании новых слов. Юлия Нефёдова, учитель русского языка, снимает короткие видео (вайны) про школу,  готовит по рецептам из классических произведений, разбирает правила русского языка. Кирилл Владиславович – учитель начальных классов. Его уроки по трудам пользуются огромной популярностью и берутся на вооружение коллегами со всего мира. 



А самое главное в инстаграмном мире – это возможность лучше узнать своих учеников, их интересы, жизнь вне школы. Прекрасная возможность сделать это очень деликатно. Пользователи инстаграм не могут отследить гостей своего аккаунта, только если вы сами не оставите след в виде лайка или комментария.
При грамотном подходе социальные сети можно превратить в мощное дидактическое средство, позволяющее ненавязчиво вкладывать знания, положительные установки и полезную информацию в головы учеников. При этом можно прослыть в среде подростков современным, «продвинутым» учителем, что конечно добавит пунктов к авторитету.
Продолжать можно бесконечно. Но новое время, новые правила, новые подходы. Это надо принять. Надо меняться. Расти. Расти в своих глазах. Учиться на ошибках, на попытках. Современный мир заставляет учить правила без правил, исключения без исключений. Учиться учить и учить учиться. Сохранять в себе человека и постоянно состязаться с технологиями. И если бы меня попросили сформулировать девиз современного образования, то это было бы так: «Учись новому! По-новому!»

Галина ДРОЖЕНКО,
замдиректора по учебной работе профессионально-технического колледжа им. К.Доненбаевой

Реклама

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать. 

"К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нём своё удовлетворение, понимая общую народную надобность".