Учитель нового времени: soft и self skills как основа успеха

Выпуск - №22(670)   :   12.06.2025
696

Whats-App-Image-2025-06-08-at-08-52-13

Ключевой аспект профессиональной компетентности современного педагога – развитие его собственных soft и self skills. В условиях стремительно меняющегося образовательного ландшафта, перехода к личностно-ориентированному обучению, внедрения инновационных технологий и акцента на метапредметные результаты именно эти навыки становятся фундаментом успешной и эффективной педагогической практики.
От учителя сегодня требуется не только знание предмета, но и способность к саморазвитию, гибкому мышлению, умению выстраивать диалог с учениками, работать в команде и справляться со стрессом. Развитие soft и self skills помогает педагогу быть не просто транслятором знаний, а наставником, организатором и партнёром в обучении, способным вдохновлять и сопровождать учащихся в их индивидуальной траектории развития. Не менее важно развитие этих навыков и для представителей школьного управленческого состава, которым необходимо не только координировать работу педагогов, но и мотивировать коллектив, эффективно выстраивать коммуникацию, управлять изменениями и поддерживать психологически здоровую образовательную среду.

Whats-App-Image-2025-06-08-at-08-52-51


Актуальность развития soft и self skills отражается не только в теоретических подходах, но и находит практическое воплощение в деятельности нашей школы. Административно-управленческий персонал и педагогический коллектив осознанно выстраивают свою работу, опираясь на современные психологические и педагогические теории, которые подчёркивают значимость личностных и коммуникативных навыков для успешного образовательного взаимодействия. В основе нашей педагогической практики лежат принципы гуманистической педагогики (К.Роджерс, А.Маслоу), где ключевыми становятся эмпатия, аутентичность и безусловное принятие каждого ученика. Мы также активно используем подходы, основанные на концепции эмоционального интеллекта (Д.Гоулман), развивая у всех участников учебно-воспитательного процесса способность понимать и управлять своими эмоциями, а также создавать благоприятную эмоциональную атмосферу в классе. Теория социального научения (А.Бандура) находит отражение в стремлении педагогов школы быть примером для своих учеников, демонстрируя развитые навыки общения, саморегуляции и ответственности. Кроме того, коллектив нашей школы ориентируется на современные исследования в области педагогической эффективности, понимая, что развитие soft и self skills напрямую влияет на качество обучения, воспитания и психологический климат в образовательной среде.
Это показывает насколько развитые soft и self skills педагога являются не просто желательными, а необходимыми условиями для успешной реализации современного подхода к образованию, который ориентирован не только на всестороннее развитие личности каждого ученика, но и на поддержку профессионального и личностного роста самого педагога. Только гармоничное развитие обеих сторон образовательного процесса позволяет создавать продуктивную, доверительную и мотивирующую среду обучения.    

Whats-App-Image-2025-06-08-at-08-55-15


Практическое применение soft и self skills в школьной повседневности проявляется в самых разных аспектах – от урочной деятельности до взаимодействия с родителями и разрешения конфликтных ситуаций.
Так, развитие навыков активного слушания и эмпатии помогает мне, и как педагогу и как заместителю, не только глубже понять мотивацию и трудности обучающихся и коллег-педагогов, но и выстроить с ними доверительные отношения. Например, во время обсуждения результатов суммативного оценивания с учениками я стараюсь не просто указать им на ошибки, но и тактично поддержать, акцентируя внимание на успехах и возможностях для роста. Считаю, что именно такая обратная связь мотивирует, а не подавляет. Аналогично, при взаимодействии с педагогами, особенно молодыми специалистами, я стараюсь использовать принципы наставничества, основанные на партнёрстве и уважении. Вместо директивных указаний мы вместе анализируем проведённые уроки, обсуждаем педагогические приёмы, делимся удачными решениями и осмысляем возникающие трудности.
Всё это наталкивает и педагогов, и меня к проведению самоанализа и рефлексии своей деятельности через ответы на вопросы «Что получилось хорошо?», «Какие возникли трудности?», «Что можно было сделать иначе?». В результате формируется среда, в которой педагог ощущает не давление с моей стороны, а поддержку, что способствует откровенной рефлексии, уверенности в себе и стремлению к профессиональному росту.
Во взаимодействии с родителями также крайне важны навыки эмпатии и деликатного общения. На одной из встреч с обеспокоенной мамой школьника, не справляющегося с программой, я не стала сразу переходить к сухому анализу успеваемости, а выслушала её эмоциональное напряжение, задала уточняющие вопросы и выразила понимание. Только после установления эмоционального контакта мы смогли перейти к обсуждению возможных совместных шагов по поддержке ребёнка. И, как показывает практика, такой подход позволяет не только снизить тревожность родителей, но и выстроить доверительные отношения, в которых семья и школа становятся союзниками.
Таким образом, навыки soft и self skills оказываются важными не только в индивидуальных взаимодействиях – с учениками, коллегами или родителями, но и в более масштабной деятельности, требующей коллективного участия. Именно умение слушать, поддерживать, договариваться и совместно искать решения становится основой для эффективной командной работы.
Эти качества особенно ярко проявляются в проектной деятельности, где результат зависит от согласованных действий всех участников. Командная работа как элемент soft skills особенно важна при реализации школьных проектов. Это направление в деятельности нашей школы активно развивается и поддерживается на всех уровнях: от учащихся до педагогов. Мы стремимся создать среду, где каждый участник чувствует свою значимость и ответственность, что способствует эффективному сотрудничеству и достижению общих целей. Такой подход не только улучшает результаты проектов, но и формирует у наших ребят важные навыки для их будущей жизни и профессиональной деятельности.
Одним из таких проектов стал социальный проект «Школа комфорт+», в котором Максим Шайхуллин и Светлана Звонарёва вместе с заместителем директора по воспитательной работе Н.Волошенко, вожатой школы В.Малько, учителями физической культуры В.Демура и художественного труда К.Насибовой работали над созданием комфортной среды в школе. Проект был представлен на конкурсе социальных проектов в рамках слёта «Территория лидера» и стал абсолютным победителем, завоевав главный приз и финансирование в размере трёх миллионов тенге.
Развитие soft и self skills представляется сегодня неотъемлемой частью профессионального педагогического пути, независимо от того, какую должность ты занимаешь. Опыт нашей школы убедительно демонстрирует: когда эти навыки не просто декларируются, а становятся естественной частью повседневной практики, образовательное пространство наполняется доверием, сотрудничеством и мотивацией. Именно личностная зрелость, эмоциональная устойчивость и умение выстраивать эффективные коммуникации формируют основу для устойчивого, инновационного образовательного процесса.

Ольга ЗАСИМЕНКО,
замдиректора по УР, учитель химии Тогузакской ОШ,
Карабалыкский район

Актуально

Реклама

Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».