Уроки дистанционного обучения

Выпуск - №№34(481)   :   03.09.2021
249

Этот учебный год мы начинаем офлайн, в реальном режиме. И сегодня мы понимаем, что система образования в условиях пандемии коронавируса выстояла благодаря дистанционному обучению. 

Успешно справились с дистанционным обучением организации образования Костанайской области. Вопрос по обеспечению компьютерной техникой и доступом к интернету учителей и учащихся был решён в полном объёме. Для проведения онлайн-занятий использовались разные образовательные платформы и интернет-ресурсы: Zoom, Discord, Google Hangouts, Sabak.kz, Daryn.Online, bilimland.kz и другие. Центром методического сопровождения проводились вебинары, обучающие семинары, мастер-классы по организации дистанционного обучения. Материалы данных мероприятий размещались на YouTube канале, сайте центра методического сопровождения, что давало возможность в любое время использовать их. Организованы индивидуальные консультации как для педагогов, так и для учащихся и родителей. Подготовлен банк видеуроков по всем предметам с 1 по 11 классы. 
В течение последних полутора лет дистанционное обучение – самая обсуждаемая проблема. О плюсах и минусах дистанционного обучения было сказано достаточно и организаторами образования, и учителями, и родителями, и учениками. Мне хотелось бы остановиться на уроках дистанционного обучения.

Урок первый
Почему в онлайн-обучении у нас не всё получалось? Почему некоторые родители так негативно воспринимали дистанционное обучение? Скорее всего, потому, что мы в основном использовали привычные для очного обучения формы и методы. 
При удалённом обучении по существу мы применяли оцифрованное обучение, когда ученик наполняется информацией, превращается, как принято сейчас говорить, во «флешку». Использовали пересылку фото заданий и ответов. Или рекомендовали видео с платформ, что неэффективно, поскольку все платформы перегружены и зависают. Ничего этого делать при дистанционном обучении нельзя.
Многие ученые, в том числе Андрей Викторович Хуторской, академик Российской академии наук считают: классно-урочная система в онлайн-варианте не эффективна. При дистанционном обучении нужно использовать формат проектной работы. Метод проектов – альтернатива классно-урочной системе. Проектная методика предполагает результат «предмет в кармане»: когда можно в любой момент пересмотреть урок. 
В чем ещё преимущество проектного метода? При использовании этого формата обучения образовательные программы можно изучать блоками, а не поурочно. А мы знаем, что во время удалённой деятельности применение модулей очень эффективно.


 
Урок второй 
Цифровизация создала основу, а дистанционное обучение ускорило появление новых «безконтактных» профессий с труднопроизносимыми порой названиями и ещё более сложным для восприятия содержимым. Профессии, которые были актуальны 5-10 лет назад, сегодня оказались на нижних строчках рейтингов.
Какие же новые профессии станут популярными в ближайшие годы? Операторы беспилотников, космобиологи, генные инженеры, строители умных дорог. Появились digital (цифровые) профессии, о которых 10 лет большинство из нас не слышало. Предугадать дальнейшую картину рождения новых профессий сложно, однако вырисовываются устойчивые тенденции, и они связаны с активным развитием цифровизации и необходимостью в короткий срок приобретать компетенции. 
Сегодня на рынке труда переизбыток специалистов гуманитарного профиля. Слишком много юристов, психологов, лингвистов и экономистов. Одновременно с этим наблюдается нехватка digital-специалистов в области аграрных технологий, инженерии и медицины. Совсем скоро роботы заменят человека практически во всех популярных видах деятельности. Нам необходимо это учитывать и вести подготовку по таким специальностям, которые не утратят актуальности минимум до 2030 г. Это профессии, с помощью которых в дальнейшем можно получить высокооплачиваемую и любимую работу.

Урок третий
Благодаря удалённому обучению бурно растет и рынок Еd-Тech. Появилась другая культура потребления знаний. Hard skills (твёрдые навыки) уступили место Soft skills (мягкие навыки). Если раньше в онлайн-формате в основном изучались иностранный язык и маркетинг, то сегодня – дополнительные, творческие и коммуникативные компетенции. У потребителей онлайн-ресурсов появилась возможность вкладывать в развитие своего образования, самому планировать свою образовательную траекторию. Сегодня уже понятно, что будущие поколения не будут работать в рамках одной профессии, они будут постоянно менять вектор труда. Для этого нужно всю жизнь получать новые знания, постоянно учиться чему-то дополнительно, получать компетенции будущего. 
Крайне популярным стало микрообучение навыкам управления собственными эмоциями, умению регулировать нагрузки и поддерживать работоспособность. Самый модный в настоящее время soft – личные навыки и лидерство, как развивающий эмоциональный интеллект. Инвестиции в своё образование и развитие – модный тренд сегодняшнего дня. 

Мы должны учесть сегодняшний опыт. Уроков дистанционного обучения, конечно, гораздо больше. Нам не нужно останавливаться, необходимо дальше развивать дистанционное обучение. Безусловно, дистанционное обучение не заменит очную форму, не заменит живое общение учителя с учениками. Но сохранить удалённое обучение в учебной и воспитательной работе на 15-30 % всё-таки считаю нужным. Коллаборация офлайн и онлайн, так называемое смешанное обучение – это формат обучения будущего. 

Римма БЕКТУРГАНОВА


 

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.