Верность своему призванию

Выпуск - №000(000)   :   04.08.2022
691

Казалось бы, на дворе в самом разгаре летний сезон, пора отпусков, но наши учителя ещё не отдыхают. Многие из них работали в летней школе, занимались с отстающими учениками, помогали восстанавливать пробелы в знаниях, у кого-то в этом году выпускные классы, некоторые участвуют в творческих конкурсах.

Так, например, в  последний день июня подошёл к завершению второй этап международного конкурса, и были определены победители проекта «Русский язык в Казахстане – новые горизонты». В жюри конкурса входили специалисты-филологи международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ). «Мы глубоко признательны всем преподавателям русского языка и литературы за внимание к нашему мероприятию. Вне зависимости от его итогов благодарим всех за радость общения, исключительный профессионализм, творческий подход к каждому из заданий, а главное – за верность своему призванию», – подчеркнули в своём обращении организаторы конкурса, представители автономной неправительственной организации «Русская гуманитарная миссия», которая выступает за популяризацию русского языка на территории стран СНГ. 

В разные годы международный конкурс «Русский язык – новые горизонты» с успехом проходил в Таджикистане (2016-2017 г.г.), Узбекистане (2018-2019 г.г.) и Кыргызстане (2019-2021 г.г.). В общей сложности участие в нём приняли более 700 зарубежных учителей, преподающих на русском языке. Напомним, что в нашей стране конкурс стартовал 1 февраля 2022 года, в первом этапе конкурса приняли участие 160 учителей. Перед этим в конце января в Посольстве Республики Казахстан в РФ прошла первая рабочая встреча в преддверии старта международного конкурса «Русский язык в Казахстане – новые горизонты». Генеральный директор РГМ Сергей Шевчук и главный координатор проекта Татьяна Орлова представили казахским коллегам концепцию и подробное описание конкурса, обсудили детали его реализации, а также рассказали о программах поддержки образования, которые развивает Русская гуманитарная миссия, и перспективах расширения взаимного сотрудничества. Участники встречи выразили уверенность, что первый проект РГМ на территории Казахстана окажется полезным, интересным и будет оценён его главными адресатами – учителями и преподавателями. 

Для участия в конкурсе учителя писали и отправляли эссе на тему «Мой путь в профессию». Решением компетентного жюри были выбраны 36 лучших работ педагогов со всех уголков республики. Победителей первого этапа в конце мая пригласили в Нур-Султан на трёхдневный мастер-класс от именитых преподавателей из России, Казахстана и даже Палестины. Мероприятие объединило более 30 казахстанских учителей из десятка городов и сёл республики: из Атырау, Актобе, Уральска, Петропавловска, Караганды, Павлодара, Балхаша, Семея, Усть-Каменогорска, Кызылорды, Туркестана, Шымкента, Тараза, Алматы, Акмолинской области. Я представлял Костанайскую область. Площадкой для мастер-классов стал Русский дом в Нур-Султане. Каждый из трёх дней пребывания в столице стал по-своему незабываемым: эмоции, впечатления, профессиональное общение и обмен опытом. Лекции и практические занятия провели высококлассные педагоги из России и Казахстана. Слушатели и спикеры нашли общий язык уже в первые минуты знакомства: занятия прошли в атмосфере сотворчества и взаимопонимания, участники живо откликались на выступления лекторов, задавали вопросы и активно участвовали в практической части курса. 

На этом конкурс «Русский язык в Казахстане — новые горизонты» не завершился, это был только первый этап. До 15 июня шёл приём фрагментов видеозаписей уроков от победителей первого этапа. Конечно, все 30 педагогов, победители первого этапа, горели желанием выиграть и во втором этапе, откровенно признаваясь в этом во время пребывания в Нур-Султане. Но задания второго этапа были серьёзными и непростыми. По условиям конкурса продолжительность видеозаписи урока не должна была превышать 25 минут. Кроме того, были установлены строгие критерии отбора видеоуроков:  уровень целеполагания; соответствие содержания учебного материала дидактическим требованиям; включение ценностного и развивающего компонентов; логика организации учебно-познавательной деятельности (чёткость, логичность и завершённость этапов); методы и приемы организации учебно-познавательной деятельности (адекватность используемых методов и приёмов задачам, своеобразие учебно-методического комплекса, учёт индивидуальных особенностей учащихся, вовлечение учащихся в познавательную активность); результаты проведённого урока; личностные качества педагога на уроке; качество сценирования видеоурока. Видеофайлы должны были также удовлетворять заданным требованиям: ссылка на адрес размещения видеоролика; в аннотации к ролику необходимо дать тему урока, характеристику класса (количественную, психологическую, по уровню развития, программу, используемую в работе, её авторов, учебник, его раздел, количество часов в неделю, год); сценарий урока – текстовый документ на четыре-шесть страниц; сценарий урока предоставляется в любой форме, в нём показывается ход урока, работа учителя и детей, все этапы урока, методики, применяемые на уроке, аппаратура, активные формы обучения; приложения, при необходимости (текстовый документ на три-пять страниц, в приложении могут быть указаны материалы по методическому обеспечению педагогических образовательных технологий); методики оценки эффективности уроков; самоанализ урока (текстовый документ до двух страниц). В самоанализе урока кратко анализируется работа детей на уроке и его результаты. Словом, работа на втором этапе конкурса предстояла большая и серьёзная. 

Итак, до 15 июня все необходимые документы были отправлены, и до 30 июня все конкурсанты замерли в ожидании: из 30 победителей первого этапа профессиональное жюри по итогам конкурсных заданий должно было отобрать только десять финалистов. Приз для десяти победителей второго этапа конкурса — экскурсионная поездка в Москву продолжительностью шесть дней, причём транспортные расходы, расходы на проживание, питание и экскурсионная программа для победителей второго этапа вновь, как и на первом этапе, полностью  оплачиваются организаторами конкурса – АНО «Русская гуманитарная миссия». 30 июня были объявлены имена десяти победителей, главным призом для которых станет поездка в Москву в начале августа. География педагогов-финалистов самая широкая: Акмолинская область, Алматы, Шымкент, Кызылорда, Карагандинская область, Западно-Казахстанская область, Балхаш, Актобе, Восточно-Казахстанская область, Рудный. 

Какие же можно сделать предварительные выводы? Конечно же, первый проект Русской гуманитарной миссии на территории Казахстана оказался полезным: учителя поучаствовали в творческих конкурсах, проверили свой уровень, их работы и уроки прошли оценку на международном уровне, для педагогов были организованы мастер-классы ведущими педагогами двух стран, проект был интересным: плодотворное общение, бесценный опыт. Естественно, главные адресаты проекта  – казахстанские учителя и преподаватели – с восторгом встретили такое начинание. Ну, а как иначе это можно назвать? Вы много лет преподаёте предмет, с удовольствием занимаетесь своим делом, верны своему призванию, и вдруг вам поступает предложение за это совершить трёхдневную поездку в Нур-Султан пообщаться с коллегами, послушать лекции профессоров, поучаствовать в живых мастер-классах, а потом вдруг выпадает ещё удача совершить международную экскурсию, побывать в музеях и на выставках, познакомиться с достопримечательностями, культурно обогатиться. Какой же преподаватель не будет рад такой возможности, к тому же всё это за счёт организаторов. 

Как известно, в прошлом году этот конкурс проводился в Кыргызстане, Москву посетили 10 преподавателей, ставшие победителями конкурса «Русский язык в Кыргызстане — новые горизонты». Для учителей была организована насыщенная экскурсионная программа. Каждый день был наполнен незабываемыми впечатлениями, знакомством с главными достопримечательностями столицы. За несколько дней учителя из Кыргызстана успели побывать в самых интересных местах Москвы. Организаторы  тепло поблагодарили  киргизских коллег за участие в конкурсе, профессионализм, сохранение и продвижение русского языка у себя на родине. 

Напомню, что конкурс «Русский язык в Казахстане — новые горизонты» проводится при поддержке Россотрудничества, Посольства Российской Федерации в Республике Казахстан, Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ), Казахстанской ассоциации преподавателей русского языка и литературы.

В заключение хотел бы поделиться ещё одним выводом: АНО «Русская гуманитарная миссия» подаёт всем хороший пример! Можно же создать подобную АНО «Казахская гуманитарная миссия» для поддержки гуманитарных наук. Давайте поддержим казахский язык, казахскую культуру в РФ, в Узбекистане, в Кыргызстане, в Турции. Создадим международную ассоциацию преподавателей казахского языка и литературы, привлечём ведущих преподавателей, профессоров и поддержим свой язык! Как говорится, «возвысим степь, не унижая горы!» Почему я это написал? Потому что некоторые учителя во время пребывания в Нур-Султане жаловались, что в социальных сетях были отдельные негативные комментарии по поводу участия наших педагогов в этом конкурсе. Так вот, уважаемые лже-патриоты, любители дешёвого хайпа, создайте подобный проект, чем попусту болтать и завидовать. А что касается наших учителей-победителей и участников конкурса, то все они истинные, настоящие патриоты своей страны, любят свою профессию, полностью отдаются своему любимому делу, развивают детей, стараются подготовить грамотное начитанное молодое поколение для своей страны, поэтому хотят обогащаться и совершенствоваться дальше. Кстати, все они превосходно владеют двумя языками. 

Асхат АЛТЫБАЕВ, 
учитель русского языка и литературы ОШ №14 им.Д.Карбышева, г. Рудный


                                                                   

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.